PDA

Просмотр полной версии : Подросток (13-18) Как воспитать чувство ответственности?



CyberMama
27.12.2009, 17:59
«Ты такой ответственный...» Эти слова нельзя не назвать похвалой, причём едва ли не самой высокой. Ведь с таким человеком хорошо дружить, а тем более работать. Вот почему все родители мечтают о том, чтобы их детям непременно было знакомо чувство ответственности: за себя, за своих близких, за взятые обязательства. И естественно возникает вопрос: «А можно ли это качество воспитать?».

Прежде чем научить своего ребенка принимать разумные решения, отвечать за свои действия, заботиться о себе и других, нужно начать с воспитания ответственности… в его родителях, то есть в самих себе. Обычно это происходит само собой в тот счастливый момент, когда вы осознаёте, что стали родителями и ответственны за своего малыша. Тогда вы начинаете делать для своего ребёнка именно то, что идет на пользу его физическому и психическому развитию. Пока ребенок еще маленький, выбор за него делает мама (ведь он еще не может принять решение сам), но в том-то и заключается один из главных секретов воспитания: кроха, наблюдая за вашими действиями, незаметно учится вести себя точно так же.

Для того чтобы поступать ответственно по отношению к детям, вам надо прислушиваться к своему внутреннему голосу и ставить себя на место ребёнка. Когда вам кажется, что ему некомфортно в новом коллективе или за новым занятием - не задумываясь, приходите ему на помощь и отдавайте предпочтение тому, чего он хотел бы сам. Зато он, повзрослев, захочет по вашему примеру помогать другим.

Проявляйте ответственность за свое собственное поведение при ребёнке. Например, если ребёнок смущается, видя вас голой после душа – уважайте его чувства. Ответственных родителей отличает еще и то, что они, воспитывая ребенка, прислушиваются к мнению профессионалов - педагогов, психологов, врачей. Ведь специалисты разрабатывают общие рекомендации, которые пригодятся в той или иной ситуации. Именно они могут, например, подсказать родителям, что в одном случае они наказали свое чадо слишком строго, а в другом - наоборот, что проступок сорванца заслуживает более суровой кары.

Стремление в разумных пределах защищать своего ребенка от возможных неприятностей - тоже отличительная черта ответственных родителей. Подойдя к оживленному перекрестку, вы наверняка предложите малышу взять вас покрепче за руку. Вы также никогда не оставите его дома одного и не разрешите ему гулять вне вашего поля зрения. Но и перегибать палку не стоит: доказано, что чем больше человека оберегают в детстве, тем уязвимее он становится во взрослой жизни. Вы ведь не хотите, чтобы его ответственность сделала его стеснительным и закомплексованным?

Безусловно, совсем маленькие дети сами еще не умеют заботиться о других людях. Но начинать их учить этому можно даже с двух-трехлетнего возраста. Например, сообщите малышу с явным беспокойством, что бабушка не звонила со вчерашнего дня, и предложите ему позвонить ей, справиться о ее здоровье и настроении. Будьте уверены - после телефонного разговора ваш малыш почувствует радость оттого, что доставил бабушке несколько приятных минут. И таким образом он запомнит: забота о близких людях может приносить удовольствие.

Следует тактично вмешиваться в ссоры своего ребенка с другими детьми и на конкретных примерах учить его достигать компромиссов. Представьте себе довольно распространенную ситуацию: ваш пятилетний сын только что мирно играл с приятелем в песочнице, как вдруг там завязалась драка. Оказывается, одному из друзей внезапно захотелось покататься на качелях, и он бросил свой танк в самый разгар «боя», что другому очень не понравилось. Предложите конфликтующим сторонам решить проблему мирным путем: «Вы играете в войну еще 5 минут (хотите, я засеку время по часам?), а потом вместе пойдем на качели». Вот увидите - столь простое решение спорной ситуации понравится детям. Впоследствии малышу захочется и самому мудро избегать конфликтов.

Именно вы должны научить ребенка беречь свое здоровье. И тогда он, став взрослым, уже без вашего напоминания будет чувствовать эту ответственность перед самим собой. По дороге к стоматологу расскажите ему о необходимости регулярного осмотра зубов, а после поликлиники вместе зайдите в магазин, и пусть малыш сам выберет понравившуюся зубную щетку. Объясните, что только с нашей помощью зубы смогут стать крепкими.

Чтобы вырасти ответственным, человеку надо с детства знать о том, что в жизни бывают и победы, и поражения. Многие родители, играя во что-нибудь со своим ребенком, испытывают великое искушение поддаться, подарить ему незаслуженный выигрыш, особенно если их чадо обычно тяжело переживает поражение. Безусловно, маленький игрок получит сиюминутное удовольствие. Но вред от такой тактики будет несравнимо больше. Ребенок никогда не научится трезво воспринимать неудичи, а значит не сможет их преодолевать. И - не скрывайте радость от собственной победы. Так вы приучите малыша к мысли, что в реальной жизни победителем может быть не только он, но и кто-то другой.

Если ваш ребенок кого-то подвел, обязательно укажите ему на неправильность такого поведения. Предположим, придя вечером с работы, вы узнали, что днем ваш сын, который собирался в гости к другу, в последний момент раскапризничался и просидел дома. Не оставляйте этот случай без внимания, а объясните своему ребенку что, когда мы не выполняем обещание (если нет на то серьезных причин), то огорчаем других людей, а порой и вовсе можем доставить им неприятность.

Покажите своему ребенку, что вы не стремитесь наказать его зря и верите в то, что он ведёт себя хорошо. Например, не надо сразу набрасываться на дочь с нравоучениями, если она вдруг нагрубила кому-то из близких. Гораздо большее впечатление на нее произведут ваши слова вроде: «Ты такая милая девочка и, конечно же, любишь бабушку. Надеюсь, у тебя это вырвалось случайно».

Когда ваш ребенок наконец-то сам захочет проявить чувство ответственности, ни в коем случае не мешайте ему. Наверняка многие из вас хотя бы раз помогали своим первоклашкам выполнять домашнее задание. Но делать это стоит только после того, как малыш попробовал сам. Понятно, что и буквы у вас выйдут ровно, и нарисованное яблоко действительно будет похоже на фрукт, что вряд ли получится у маленького школяра. Но тогда не удивляйтесь, если через несколько лет фраза «Я сам» перестанет звучать в вашем доме.

Если вы терпеливо, шаг за шагом будете воспитывать в ребенке чувство ответственности, то рано или поздно получите вознаграждение сполна. Хотя бы когда порежете на кухне палец, а ваша четырехлетняя кроха в спешке сама побежит за пластырем, принесет его вам и будет находиться рядом до тех пор, пока не убедится, что вашей жизни ничего не угрожает.
http://www.mamochka.kz/article.php?article_id=2050

Каждому из родителей хотелось бы, чтобы их ребёнок вырос ответственным человеком, способным отвечать за свои поступки. Конечно, чувство ответственности - это характеристика зрелой личности. Но закладывается оно именно в детские годы.

Ответственность - это положение, при котором человек отдаёт полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств. Ответственный человек осознаёт себя как причину совершаемых им поступков, он инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.

Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребёнок должен уметь прогнозировать последствия, т.е. знать, какое поведение одобряется, а какое - нет. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнаёт правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание - основа ответственного поведения в будущем. Но родители часто склонны думать, что ребёнок - это просто маленький взрослый, который "все понимает", но не делает, то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребёнка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста.

Самый оптимальный возраст, который хорошо подходит для начала воспитания ответственного поведения – это 3-3,5 года. Конечно, остаётся много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребёнка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребёнок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи ("сам потерял, сам и ищи"), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех). Таких областей должно быть пока немного, ведь это лишь первые шаги постижения ответственности, но они должны быть обязательно. В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определённая ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его ещё "слишком маленьким" и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым. Стоит отметить, что ребёнок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несёт для ребёнка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится.

В возрасте 5-7 лет ребёнок становится более ответственным. В большинстве случаев он отдаёт себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое - нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок. Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности. У кого-то из детей она начинает формироваться в 5-7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10-11 годам. Требовать от дошкольника 5-7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте ребёнок должен иметь собственные области ответственности, связанные с личными вещами и игрушками, сохранением достойного внешнего вида, понимать важность бережного отношения к природе и вещам, принадлежащим другим, иметь начальные представления о собственной ответственности за здоровье. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и могут быть ошибки.
Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17-18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь. Однако остаются люди, которые уклоняются от ответственности, даже перешагнув за тридцатилетний рубеж. Что можно сделать, чтобы ваш ребёнок не оказался в их числе?

Прежде чем научить своего ребёнка принимать разумные решения, отвечать за свои действия, заботиться о себе и других, нужно начать с воспитания ответственности в его родителях, то есть в самих себе. Обычно это происходит само собой в тот счастливый момент, когда Вы осознаёте, что стали родителями и ответственны за своего малыша. Тогда вы начинаете делать для своего ребёнка именно то, что идёт на пользу его физическому и психическому развитию. Пока ребёнок еще маленький, выбор за него делает мама (ведь он еще не может принять решение сам), но в том-то и заключается один из главных секретов воспитания: ребёнок, наблюдая за вашими действиями, незаметно учится вести себя точно так же.

Для того чтобы поступать ответственно по отношению к детям, надо прислушиваться к своему внутреннему голосу и ставить себя на место ребёнка. Когда Вам кажется, что ему некомфортно в новом коллективе или за новым занятием - не задумываясь, приходите ему на помощь и отдавайте предпочтение тому, чего он хотел бы сам. Зато он, повзрослев, захочет по Вашему примеру помогать другим.

Стремление в разумных пределах защищать своего ребёнка от возможных неприятностей - тоже отличительная черта ответственных родителей. Подойдя к оживленному перекрестку, Вы наверняка предложите малышу взять вас покрепче за руку. Вы также никогда не оставите его дома одного и не разрешите ему гулять вне вашего поля зрения. Но и перегибать палку не стоит: доказано, что чем больше человека оберегают в детстве, тем уязвимее он становится во взрослой жизни.

Следует тактично вмешиваться в ссоры своего ребёнка с другими детьми и на конкретных примерах учить его достигать компромиссов. Предложите конфликтующим сторонам решить проблему мирным путем. Простой выход из спорной ситуации понравится детям. Впоследствии ребёнку захочется и самому мудро избегать конфликтов.

Именно Вы должны научить ребёнка беречь своё здоровье. И тогда он, став взрослым, уже без вашего напоминания будет чувствовать эту ответственность перед самим собой. По дороге к стоматологу расскажите ему о необходимости регулярного осмотра зубов, а после поликлиники вместе зайдите в магазин, и пусть малыш сам выберет понравившуюся ему зубную щетку. Объясните, что только с нашей помощью зубы смогут стать крепкими.

Чтобы вырасти ответственным, человеку надо с детства знать о том, что в жизни бывают и победы, и поражения. Многие родители, играя во что-нибудь со своим ребёнком, испытывают великое искушение поддаться, подарить ему незаслуженный выигрыш, особенно если их чадо обычно тяжело переживает поражение. Безусловно, маленький игрок получит сиюминутное удовольствие. Но вред от такой тактики будет несравнимо больше. Ребенок никогда не научится трезво воспринимать неудачи, а значит, не сможет их преодолевать. И не скрывайте радость от собственной победы. Так Вы приучите малыша к мысли, что в реальной жизни победителем может быть не только он, но и кто-то другой.

Когда ваш ребёнок сам захочет проявить чувство ответственности, ни в коем случае не мешайте ему.
Если вы терпеливо, шаг за шагом будете воспитывать в ребенке чувство ответственности, то рано или поздно получите вознаграждение сполна.
Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о малыше и делая это именно так, как нужно ему, мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям.
Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя. Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, беря на себя обязательства и выполняя их.
http://www.znaikak.ru/vospitotvetstvennost.html

Яндекс.Метрика