Как я готовлю праздники для малыша
Как оказалось, с появлением ребенка во мне проснулось что-то творческое, и время в декрете мне показалось самым лучшим способом реализовать себя в творческом плане. Сейчас я вышла на работу, теперь у меня намного больше возможностей найти что-то интересное, пообщаться с другими родителями. Я считаю, что активное участие взрослого в детском празднике - это возможность не только доставить радость крохе, но и узнать лучше способности своего ребенка, повысить свой авторитет, реализовать свои творческие способности.
К первому дню рождения сына я составляла сценарий, используя возможности библиотеки. Все находки я записывала в отдельную тетрадку. К сегодняшнему четырехлетию у меня накопилось много идей, которыми я бы хотела поделиться с теми, кто стремится сам организовать праздник для малышей. Для этого необходимо только ваше желание и хорошее настроение.
Когда моему сыну исполнилось 2 года, меня попросили стать няней для полуторагодовалой девочки. Так я стала проводить игры и развлечения для двух абсолютно разных детишек - подвижный мальчик и спокойная девочка. Сценарии почти всех праздников я строила таким образом: сказка-спектакль, развивающие задания и игры (соответственно возрасту), подвижные игры.
Детки от полутора до двух лет - больше зрители. Поэтому для них лучше всего организовать спектакль. Подойдет любой вариант - кукла-перчатка, мягкие игрушки, картонные изображения на подставках. Конечно, может получиться, что малыш захочет поиграть персонажем. Я разрешала познакомиться с игрушкой и просила малыша вернуться на диван, чтобы мы могли дальше слушать сказку. Из всех подвижных игр самые удачные - хороводные. Это традиционный "Каравай", новогодняя песня вокруг елки, пузырь.
Кроме традиционных дней рождения и Нового года мы отмечали с малышами "Фруктовый карнавал", День конфетных фантиков, встречу весны, "Путешествие в Смешариковую страну" и еще много интересных занятий и развлечений. Сценарии некоторых праздников можно посмотреть на сайтах 7я.ру и "Солнышко".
Как возникают идеи для очередного праздника? Идею праздника конфетных фантиков я взяла из детского журнала, там был шуточный календарь со стихами про фантики. "Путешествие в Смешариковую страну" появилось после увлечения сына просмотром мультфильма, то же самое можно сделать и на основе любого мультика. Он увлекается машинами, постоянно рисует дороги, гаражи. Я распечатала с сайта "Смешариков" на цветном принтере персонажей, купила большой лист ватмана. Вечером мы принялись сочинять страну Смешариков: сын распределял, где будет жить Лосяш, как к его домику подвести дорогу, как пройти Ежику через лес. Рисовали домики, дороги, лес, ручей, клеили картинки. По ходу он решал задания от Смешариков (на классификацию предметов, на сравнение). Эти задания я распечатывала тоже из Интернета на отдельных листочках, запечатывала в конвертик, на конвертике изображение Смешарика, и получалось как будто "письмо от Нюши (Кроша)". На другой день мы лепили из пластилина Смешариков - заготовки он делал сам, я оформляла персонажей. Конечно, они мало походили на оригинал, но ребенок играл с ними довольно долго.
Какие-то тематические праздники приходили к нам из церковного и старорусского календаря: Пасха, встреча весны (идея взята с сайта "Календарь праздников", мы испекли "жаворонков" с крылышками, для встречи весны).
При подготовке к празднику я всегда сначала задавалась вопросом: "Что умеет ребенок в этом возрасте?" Исходя из возраста, я подбирала игры, сказки, задания.
Малыши в 1,5-2 года классифицируют предметы по качеству (большой - маленький, гладкий - пушистый; по функциям: машина едет, собака бежит), знают несколько основных цветов, узнают на картинке предметы, рисуют, собирают пирамидку, матрешку. Для подвижных игр используем умения малышей влезть на стремянку, перевалиться через бревно, бросать мяч, перешагивать через палочку, ходить по наклонной доске. В 2-3 года ребенка можно попросить нарисовать, наклеить, собрать целое из кусочков. Для подготовки заданий я использовала возможности Интернета, книг, цветного принтера, цветного копировального аппарата, сканера. Простые тематические картинки я сканировала из книжек, распечатывала на цветном принтере и получались замечательные пазлы из 2-4 частей (правда, недолговечные).
Информацию о малышовых праздниках я собирала по крупинкам. Очень рекомендую найти кусочек свободного времени и провести его в любой библиотеке. Просмотрите каталог "Дошкольное воспитание" - и найдете кучу интересных книжек. Я использовала для своих сценариев идеи следующих книг:
Розанова Е. Г. Праздники в школе и дома. (Вообще книг с таким названием очень много, разные авторы, разные сценарии.)
Давыдова М. А., Агапова И. А. Праздники в семье. (Очень много описаний старинных русских праздников: колядки, Святки, подвижные игры, загадки.)
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. (Потрясающая книга: много описаний русских народных игр, загадки, сценарии занятий с детьми, подвижные игры, физкультурные занятия на основе фольклора.)
Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младшего дошкольника. (О том, как рисовать и лепить с малышами. Занятия строятся на игровых сюжетах.)
Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр - дошкольникам. (Описание пальчикового театра, фланелеграфа и т. п.)
Журналы: "Дошкольное воспитание", "Дошкольная педагогика", "Дошкольник/Младший школьник", "Игра и дети", "Детство", "Отчего и почему" (очень рекомендую для детей от 5 до 9 лет. Огромное количество игр, загадок, море полезной информации.)
Сейчас в магазинах очень много методических программ по развитию дошкольников. Мне там очень нравится читать конспекты занятий с детьми - узнаю много приемов работы с ребенком: как заинтересовать его чем-то новым, как объяснить ему нравственные понятия добра и зла, как дать основы грамоты и логики. Какие-то моменты обязательно использую при подготовке праздника.
Для тех, у кого есть возможность искать в Интернете, порекомендую заглянуть на сайты:
http://igrushka.kz/soder65.php - очень много поделок своими руками;
http://www.happy-kids.ru/page.php?id=372 - сценарии русских народных сказок. "Сказки-малютки можно как поставить на маленькой сцене, повесив шторку в дверном проеме, так и просто прочитать сказку малышам, сопровождая чтение движением кукол. Это не требует ни большой подготовки, ни репетиций, и подойдет даже тем, кто еще не успел всерьез увлечься домашним кукольным театром". А также рецепты, раскраски, поделки;
http://www.raskraska.com/raskraski/52/ - раскраски про Лунтика;
http://www.ivalex.vistcom.ru/igry.htm - все о детском саде. Методика, игры с обучением, сказки, песенки, стишки;
http://www.colorear.net/dibujos/ - раскраски англоязычные. Здесь я нашла раскраски про Дашу-следопыта (Dora), Бемби, Тачки, Дональд, Русалочка - в общем, куча диснеевских мультяшек.
http://kopilochka.net.ru/index.php - православный сайт, там много сценок на библейские темы, раскраски, стихи.
Еще один способ найти идеи для праздника - это посещать спектакли, представления в театрах вашего города. Возможно, на одном из представлений вам что-то понравится, и вы решите повторить этот спектакль дома с малышами. Например, сказка "Волк и семеро козлят" очень подходит для инсценировки, когда есть мама (для роли козы), папа (для роли волка) и детки-козлятки. Построить домик из подручных средств и спрятаться там от волка - что может быть увлекательнее!
В сценарий праздника я включала как можно больше разных заданий, игр - по ходу что-то менялось, какие-то игры совсем не использовали. Сценарий должен быть подвижным, игры взаимозаменяемыми; хорошо, если взрослый умеет перевоплощаться в ребенка, эмоционально откликаться на игры. Используйте музыку при проведении праздника - озвучьте спектакль, проведите подвижную игру под музыку, хоровод. Если есть караоке - попробуйте устроить конкурс для родителей "Спойте вместе с детьми", пусть малыши подпевают только "ля-ля", вот увидите, взрослые тоже любят петь, ведь эти песенки из нашего детства.
Праздники мы обычно намечали на вечер выходного дня, но иногда и вечером обычного рабочего дня. Праздники мы отмечали дома, в обычной однокомнатной квартире, было у нас на даче увлекательно-познавательное путешествие, в библиотеке мы отмечали день рождения (просто гостей было много, и мы использовали игровую комнату), в красивом осеннем лесу.
Помещение обязательно украсьте, дети очень любят все яркое, необычный вид квартиры сразу создает впечатление праздника. Шарики, гирлянды, флажки из цветной бумаги, даже яркие картинки по теме праздника - все пойдет в ход. Все ваши усилия по украшению помещения будут по достоинству оценены малышами.
При проведении праздника я старалась убрать игрушки из поля зрения детей. У нас дома большой стеллаж с игрушками, к приходу гостей я оставляла только самые необходимые. Много игрушек рассеивает внимание гостей-малышей, а нам оно нужно для спектакля и игр. Желательно не оставлять при гостях дорогие для сердца вашего малыша игрушки. Ему будет очень трудно делиться с другими. Мой ребенок (как, наверное, многие дети в этом возрасте) - большой собственник. Он так и будет весь вечер "охранять" новую машинку. И не потому, что он жадный, - просто это его собственность. И я его уважаю за это, мне кажется, что таким образом он отстаивает свое "я", свое право на имущество. Очень трудно гасить конфликты малышей по поводу обладания чужими вещами. Я решала конфликт с гостем-малышом путем подарка ему "лично" какой-либо игрушки (небольшие машинки, конфетки, пищалки и т. п.)
Чем старше становится ребенок, тем больше возможностей устраивать праздники - становится разнообразнее тематика, малыш активнее участвует в играх, информацию для подготовки к празднику гораздо легче отыскать.
Но самое главное для успешного праздника - это хорошее настроение, желание что-то сделать самому, своими руками, своими силами. Если взрослому в радость вся эта суета с подготовкой праздника, поиском реквизита, украшение помещения, гости и все-все хлопоты, то и праздник будет удачным.
Немного из моей "копилки"
По опыту знаю, что очень трудно найти игры для самых маленьких; вот несколько схематичных сценариев для малышей 1,5-2 года и их родителей (из журнала "Дошкольное воспитание" №5 за 2006 год):
"Весна". К стенке прикрепляются картинки птиц, листьев, солнышко, цветы. Взрослые участники (ведущие) - Воробей и Зайчик. Встречаем детей, рассказываем о весне (самые яркие, схематические детали: ярче светит солнце, капель, тает снег, прилетают птички), прыгаем как воробушки, стишок о весне, игра "Солнышко и дождик", нарисовать с помощью мамы солнце гуашью на больших листах бумаги (можно на обратной стороне обоев), танцы с цветами под музыку "Вальс цветов", на разноцветные дорожки (основные цвета - красный, желтый, синий или любые другие) попросить малышей разложить цветы такого же цвета (дорожки и цветы могут быть из рулона обоев, ткани).
"Молоко". Действующие лица - коза, кошка; изображение избы. Знакомим детей с домашними животными. Игра "Кошка и котята" - дети прячутся, кошка ищет, можно жмурки с погремушками. Кормим котят - дети делают "блюдца" из ладошек, ведущий с мягкой игрушкой показывает, как пьет котенок.
"Магазин игрушек". Идея сценария - малыш приходит в магазин игрушек. Там его встречает клоун (ведущий, взрослый). Вот кукла - давай сделаем ей бусы: нужно смять лист цветной бумаги между ладонями - получится цветной комочек. Клоун нанизывает на ниточку эти комочки. Танец с куклой под музыку. Вот собачка. "Жучка хвостиком виляет, очень громко лает". Побудить ребенка изобразить: как лает собачка, как она виляет хвостиком. Вот пирамидка. "Что такое? Вот те раз! Где же пирамидка? Стерженьки одни стоят, нам не до улыбки. Колечко к колечку найдут себе местечко". Нужно вместе с мамой собрать пирамидку. Мяч. Стишок про мячик (любой). Игра с мячом - кидаем, катаем. Так можно обыграть любую игрушку.
Игры-перевоплощения. Эти игры обучают детей "принятию роли", интерес и привязанность ребенка к животным и птицам способствует готовности входить в эти роли. "Превратившись" в белочку, ежика, воробышка ребенок может варить обед, строить домик, то есть заниматься своим обычным делом. Вы приглашаете ребенка поиграть: "давай я буду лиса". Затем вы раскрываете образ, описываете внешний облик персонажа, подчеркиваете только самые характерные черты его внешнего вида, рассказываете, где он живет, чем питается, что любит делать. Чтобы побудить ребенка к принятию роли, попросите его стать лисенком (отношения я - мама). Где у лисенка хвостик? Далее можно предложить ребенку найти норку, где лисята будут прятаться, собирать грибы и ягоды. Завершение игры должно быть обязательно. Мама пришла - подарки принесла, посмотрите их и пойдем пить чай с тортом. Используя много раз такую игру, можно познакомить ребенка с животными, птицами - расширить его знания об окружающем мире.
Подвижные игры
"У медведя во бору"
Ведущий (взрослый) - медведь, сидит на корточках, делает вид, что дремлет. Дети подходят к медведю, делают вид, что собирают ягоды. Дети должны говорить стишок (в моих играх я сама говорила):
У медведя во бору грибы, ягоды беру,
А медведь не спит, и на нас глядит.
На последнем слове медведь должен вскочить и попытаться поймать кого-либо.
"Солнышко и дождик"
Можно играть и дома, и на улице. Обозначить домик для ребенка (из стула, нарисованного круга на земле, домики на детской площадке на улице). Предложить выглянуть в окошко, помахать рукой. "Какая хорошая погода, пойдем гулять". Ребенок выбегает "погулять под солнышком". Можно прочитать стишок (стихи я обычно писала на бумажке и вешала в пределах видимости, по ходу действия читала):
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнатку
Мы захлопали в ладошки
Очень рады солнышку.
Дети бегают, потом взрослый говорит: "Ой, посмотрите - тучки появились, ветер шумит, сейчас дождик пойдет! Скорее домой!"
Все спешат в свои домики. "Послушайте, как стучит дождик. Стало скучно. Давайте попросим дождик перестать капать:
Дождик, дождик веселей
Капай, капли не жалей!
Только нас не замочи
Зря в окошко не стучи.
Сейчас выйду на улицу и посмотрю, нет ли там дождика". Делает вид, что выглядывает из "домика" и зовет малышей: "Солнышко светит. Нет дождя. Пойдем гулять!"
Дома я использовала записи звуков природы. Взяла на дом в библиотеке кассеты с записью звуков природы и переписала на кассету в таком порядке: пение птиц, затем без паузы - шум дождя и ветра, снова звуки леса, спокойное пение птиц. Вся запись длится не более 10-15 минут. Этого достаточно для игры.
Сказки-спектакли на фланелеграфе
Для малышей я часто готовила сказки-спектакли с помощью фланелеграфа или просто сидя рядом со столиком-сценой. Для того чтобы мой сын видел маму рядом с собой.
Фланелеграф - доска 90 х 60 см, обтянутая фланелью голубого, светло-серого, розового цвета, ворсом наружу. Я использовала крышку от коробки из-под обуви. Закрепила фланель кнопками с обратной стороны. Нужно только натянуть ее покрепче. Фланель должна быть однотонной, чтобы на ней можно было обыграть любой сюжет. Картинки наклеивают на картон, потом на фланель и под пресс. Еще можно приклеивать на обратную сторону ворсовую бумагу. Картинки я беру из любой недорогой книжки, из журналов, сама нарисую. Для декораций леса, елочек, домика можно использовать любую ворсистую ткань (велюр, мебельный флок). Самая "хитовая" вещь в наших спектаклях - домик с открывающимся окошком. Ставить фланелеграф нужно немного наклонно, картинки сами будут держаться за ворс. Все картинки можно использовать в разных сценках, они взаимозаменяемы. У меня фланелеграф стоит на тумбочке, опираясь на телевизор. Малыши сидят на диване. Я на маленьком стульчике рядом с фланелеграфом. Для удобства показа все картинки, нужные мне сегодня, я помещаю в папку. Сверху те, что первыми появятся на "сцене". Папка лежит у меня на коленях.
Для фланелеграфа нужны сказки, в которых нет действий. Изображения статичны. Но можно приходить, сидеть, стоять, вести разговор.
Вот такие сценки можно разыграть перед самыми маленькими, это хорошо развивает речь: "Маша обедает" (Капутикян), "Под грибком" (Сутеев), "Капризная кошка" (Сутеев), "Игрушки" (Ахундова), "Веселый счет" (Маршак), "Ничего тебе не дам" (Найденова), "Таня потерялась" (Александрова), "Жил на свете слоненок" (Циферов), "Что такое хорошо и что такое плохо" (Маяковский). Стихи можно записать на магнитофон.
А вот такие сказки можно придумать самим, и малыш поучаствует (картинки выкладываются по ходу действия):
Луг и лес с цветами, бабочками; нужно посадить красную бабочку на красный цветок, а синюю - на синий.
Домик: кто в нем живет? Тук-тук. Открываем окошко, а там зайчик! Как он прыгает? А вот пришли к нему белка и ежик. Зайчик стал угощать гостей, помоги ему раздать угощение. Попросите ребенка разместить рядом с белкой шишку, а ежику дать яблоко.
Река, море. Плывет пароход. Как он гудит? У-у-у… Малыш должен разместить рыбок в море (а не в воздухе).
Построим домик, посадим справа елочку, слева деревце.
Поезд. В вагончиках едут животные. Закрепляем названия животных, их основные характеристики (лиса хитрая, слон большой), кто где живет и что ест.
Улица с транспортом. Вот едет машина - быстрее всех. Почему? Это пожарная машина, она торопится на помощь. А вот "скорая помощь". Ей тоже все машины уступают дорогу. Это машина "Продукты", она везет молоко, хлеб в магазин, а это машина для уборки улиц.
Домик со ступеньками. Сколько ступенек? Давай посчитаем. Пришел петушок, встал на первую ступеньку и запел. Как он поет? Прыгнула кошка, собачка, девочка запела. Ля-ля-ля. Но вот подул ветер, зашумел - как? Пригнал тучу. Пошел дождь - как капает? Все спрятались. Пригрело солнышко. Все вышли и запели песенку.
Матрешки и платочки. Каждая матрешка в сарафане и такого же цвета платочек. Подул ветер и все платочки перемещал. Подберем платочек матрешкам. Вот хороший стишок про матрешек:
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрешки,
Ложки деревянные, матрешечки румяные.
Матрешка на окошке, под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке, как в доме деревянном,
Матрешку встретили подружки
И попрятались друг в дружку,
А которая осталась, больше всех перепугалась.
Если матрешек сделать из фланельки с обеих сторон, только личико нарисованное, то будут держаться друг на друге. Эффект неотразимый! Только больше трех не надо делать.
Можно использовать рисунки старшего ребенка: фрукты, овощи, цветы в вазу поместить, изобразить лес с белкой, пеньком, грибом, ежом. Это очень нравится детям.