В детском саду дошкольники знако¬мятся с арифметическими действиями — сложением и вычитанием. Математиче¬ские задачи учат детей думать, логи¬чески мыслить, расширяют их представ¬ления об окружающем.
Особый интерес вызывают задачи, оформленные в виде сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая ус¬ловие такой задачи, ребенок должен быть очень внимательным, чтобы пра¬вильно ответить на поставленные вопросы, сообразить, что именно требуется сосчитать;
К сожалению, в методических посо¬биях подобных задач мало. Поэтому во¬спитателям часто приходится придумы¬вать их самим.
Приведенные ниже задачи мы состави¬ли сами. Все они были предложены де¬тям старших групп и вызвали у них живой интерес.
В процессе решения задач закрепля¬ются не только навыки счета, но и такие понятия, как форма, цвет, величина и т. д. Кроме того, дети начинают по-нимать: считать можно любые пред¬меты, которые нас окружают. Задача 1.
Заспорили карандаши в коробке. Си¬ний сказал:
— Я самый главный, меня дети боль¬ше любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.
— Нет, я самый главный,— возразил красный карандаш. — Моим цветом рас¬крашивают ягоды и праздничные флаж¬ки.
— Ну нет, это я самый главный,— сказал зеленый карандаш. — Моим цве¬том дети раскрашивают траву и листья на деревьях.
«Спорьте, спорьте,— думал про себя желтый карандаш. — Уж я-то знаю, кто самый главный. И почему дети меня любят больше всех. Ведь моим цветом раскрашивают солнце». Вопрос. Сколько всего карандашей бы¬ло в коробке? (4) Задача 2.
На день рождения Муха-Цокотуха по¬звала гостей. Накрыла праздничный стол, расставила стулья.
Первыми приползли 2 гусеницы и сели на стулья. Затем прилетели 3 бабочки и тоже опустились на стулья. Вскоре прискакали кузнечики и уселись на двух стульях. И когда уже все сидели за столом и пили чай, в дверь постучали — приполз жук и занял еще одно место.
Вопросы.
Сколько стульев было занято? (9)
Сколько было гостей? (8) Задача 3.
Пролетела сорока по лесу и сообщила, что пчелы будут зверей медом угощать.
Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кув¬шином. Пятым приковылял волк с ка¬стрюлей,
Вопросы.
Каким по счету примчался к улью
заяц? (Третьим.)
У кого была самая маленькая посуда?
(У белки.)
У кого была самая большая посуда?
(У медведя.)
Задача 4.
Пришла к фотографу семья.
— Сфотографируйте нас, пожалуй¬ста.
— Хорошо, только сначала вас надо как следует посадить.
Папу и маму посадили на стулья. Ба¬бушку — в кресло. Дедушка встал рядом с бабушкой. Брата с сестрой посадили рядом на скамеечку. А самого малень¬кого члена семьи, кудрявого Алешу, по¬садили на руки к маме.
Вопросы.
Сколько всего человек в семье? (7)
Сколько взрослых? (4)
Сколько детей? (3) Задача 5.
В лесной избушке жили зверюшки.
Угадайте кто?
Рыжая, пушистая, хитрая (лиса).
Длинноухий, короткохвостый, трусли¬вый (заяц).
Круглый, колючий (еж).
Серый, злющий, зубастый (волк).
Неуклюжий, толстый, ворчливый, мох¬натый (медведь).
Вопрос.
Сколько всего зверюшек жило в из¬бушке? (5) Задача 6.
Пошли Таня и Костя за грибами. Когда шли мимо берез, Костя нашел подберезовик. Когда шли около дубов, Таня нашла белый гриб. Проходили ми-мо пенечков, Костя нашел 2 опенка. А когда зашли в сосновый лес, Таня нашла масленок, рыжик и мухомор.
Вопросы.
Сколько всего грибов нашли Таня и
Костя? (7)
Сколько грибов дети пожарят? (6) Задача 7.
Пришли к Антону на день рождения гости.
Макар подарил ему живого попугай¬чика, Степан — заводной вездеход, Лиза подарила деревянный конструктор, Ва¬ля — переводные картинки.
Вопросы.
Сколько подарков получил Антон? (4)
Сколько детей было на дне рожде¬ния? (5) Задача 8.
Собрались лиса и волк на рыбалку. Лиса взяла маленькую удочку с корот¬кой леской, а волк-жадина подумал: «Возьму-ка я самую большую удочку с длинной-длинной леской — больше рыбы наловлю».
Сели ловить рыбу. Лиса только успе¬вает рыбу вытягивать: то карася, то леща, то сома, то щуку.
А волк поймал плотвичку, стал ее из реки тянуть, да в длинной леске и за¬путался. Пока распутался, уже и домой пора идти.
Вопросы.
Кто больше наловил рыбы? Почему?
Сколько всего рыб наловили волк и лиса? (5)
Задача 9.
Наступила зима. Дети сделали для птиц кормушку, повесили ее на дерево и стали наблюдать. Сначала прилетели 2 синички — поклевали сало; полако¬миться рябиновыми ягодами решили 3 снегиря; подкрепиться пшеном залетел воробей, а под кормушкой важно рас¬хаживали 3 вороны, подбирая рассыпан¬ные крошки хлеба.
Вопросы.
Сколько птиц прилетело к кормушке?
(9)
Сколько маленьких птиц? (6)
Сколько больших птиц? (3) . Задача 10.
У нас большая и дружная семья. Ма¬ма — врач, папа — инженер, старший брат — шофер, старшая сестра — учи¬тельница, бабушка — пенсионерка, а я хожу в детский сад. Вопросы.
Сколько человек в нашей семье? (6) Сколько профессий можно насчитать в нашей семье? (4) Задача 11.
Собрались звери на поляне, чтобы поч¬тальона выбрать. Объявили соревнова¬ние: кто прибежит первым к финишу, тот и будет почтальоном. Первым прибежал заяц. Второй была лиса. Третьей прискакала белка. Четвертым домчался лось. Пятым добежал волк. Шестым прикатился еж. Седьмым приковылял медведь. Вопросы.
Кто будет в лесу почтальоном? (Заяц.) Какими по счету прибежали к фини¬шу: лиса? лось? еж? (Второй, чет¬вертым, шестым.) Задача 12.
На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Раньше всех появи¬лась Снежная королева. За ней пришел Кот в сапогах. Потом прибежали Бура-тино и Мальвина. Затем показался Карл¬сон, который привел с собой Золушку и Дюймовочку. Чуть погодя пришли Се¬рый волк и Красная Шапочка. Вопросы.
Сколько всего сказочных героев при¬шли на праздник к детям? (9) Из скольких сказок пришли гости на елку? (7) Задача 13.
Семену исполнилось 7 лет. «Я уже взрослый, мне теперь учиться надо. Можно я свои игрушки маленьким детям раздарю?» — спросил он у мамы. Мама разрешила.
Кубики и плюшевого мишку он пода¬рил сестричке Оле. Самолет, пароход и луноход предложил соседскому Васе. Своему другу маленькому Борису отдал солдатиков и танк. А красивую машину «Чайка», и большого пушистого зайца Кузьму, немного подумав, оставил себе.
Ведь они самые любимые.
Вопрос. Сколько игрушек было у Се¬мена? (9)
Задача 14.
Проголодались зайцы и решили за¬лезть в огород полакомиться. А в огороде овощей видимо-невидимо. Один заяц сорвал капусту и свеклу, другой — мор¬ковку и репу, третий — огурец и каба¬чок, а самый маленький зайчонок сор¬вал лук и чеснок.
Вдруг увидели зайцы сторожа и бро¬сились наутек. Добежали до пригорка, сели, стали овощи раскладывать. А ста¬рый заяц посмотрел на них да как рас¬смеется: «Зайчонок, зачем же ты лук и чеснок рвал? Ведь зайцы его не едят».
Вопросы.
Сколько зайцев забралось в огород?
(4)
Сколько всего овощей сорвали зайцы?
(8)
Сколько из сорванных овощей зайцы
съедят? (6) Задача 15.
— Дети, давайте сделаем свою би¬блиотечку,— предложила Наталья Гри¬горьевна.
— Давайте,— обрадовались ребята.
На следующий день Сережа принес в детский сад книжку «Красная Шапоч¬ка». Люся принесла сказку «Золушка». Таня — книжку «Три медведя». Вася принес сказку «Теремок», а Андрей — «Золотой ключик». Тамара принесла две книжки: «Курочка Ряба» и «Колобок». Но дети сказали: «Эти сказки мы уже знаем наизусть, давайте подарим их ма¬лышам».
Вопросы.
Сколько книг дети принесли?
(7)
Сколько книг осталось в библиотеке?
(5) Задача 16.
Зоя Петровна объявила: «Приходите завтра нарядными, мы пойдем на кон¬церт».
Концерт был замечательным. Сначала одна девочка спела песню о родном крае. Затем девочки и мальчики станцевали танец с цветами. За ними выступили малыши, показали интересную народную игру, а чей-то папа показал чудесные фокусы. Этот номер мне понравился
больше всего. Я дома пробовал повто¬рить эти фокусы, но у меня ничего не получилось.
Вопрос. Сколько номеров было в кон¬церте? (4) Задача 17.
На праздник дети пришли нарядными, с воздушными шарами. Рома принес си¬ний и розовый шары. У Кати один шар был длинным, а другой круглым. На¬стя принесла желтый шар, Алеша — красный и зеленый. А Слава принес шарик, привязанный к флажку.
Вопрос. Сколько всего шаров принесли
дети? (8)
Задача 18.
Захотелось Степашке мороженого. Купил он фруктовое — вкусно! «А что если молочное еще вкуснее?». И купил молочное. «И сливочного тоже хочется». Съел сливочное. «Что-то я пломбир дав¬но не пробовал»,— подумал Степашка и купил пломбир.
Продавец открыл новую коробку, а там... эскимо. «Эскимо! Мое любимое! Я его дома съем»,— подумал Степашка и купил себе еще три порции.
Вопросы.
Сколько всего порций мороженого
купил Степашка? (7)
Что теперь будет со Степашкой? Задача 19.
Купил лось телевизор, пригласил всех зверей мультфильмы смотреть. Пришли гости к лосю, а у него только две ска¬мейки: одна большая, другая маленькая.
На большую сели лось и медведь. А на маленькую — белка, ежик, куница, заяц, суслик и мышь.
Вопросы.
Сколько зверей смотрели телевизор?
(8)
На какой скамейке уместилось больше зверей? Почему?
Сколько зверей уместилось на боль¬шой скамейке? (2) Сколько зверей уместилось на малень¬кой скамейке? (6) Задача 20.
Мы получили новую квартиру. Все помогали мебель переносить. Шкаф вне¬сли папа и дедушка, диван — дядя Коля и дядя Вова. Стол принесли мама и бабушка, кресло — сестра Оля, а мы с Ромой — по одному стулу.
Вопросы.
Сколько предметов мебели в нашей
квартире? (6)
Сколько человек переносили мебель?
(9) Задача 21.
Захотелось рыжему коту Василию быть похожим на тигра. Стал просить он кота Барсика: «Нарисуй мне черной краской полоски, пусть собаки меня бо¬ятся!» Стал Барсик его раскрашивать: одну полоску провел на голове, по одной полоске — на каждом ухе, три толстые полоски провел на хвосте. Хотел и на спине нарисовать полоску, но посмотрел на Василия, бросил краски и кисть — и бежать от него скорее: подумал, что и в самом деле перед ним тигр.
Вопрос.
Сколько полосок успел нарисовать
Барсик? (6)