Вы заметили, что ваш ребенок отстает по математике? Ему трудно даются решения задач и примеров, и вам кажется, что ваши объяснения материала он пропускает мимо ушей? Не спешите ругать его, может сложиться так, что у ребенка дискалькулия.
Что такое дискалькулия?
Дискалькулия – это специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных школьных и дошкольных возрастах.
Причина дискалькулии заключается в слабости обработки зрительной информации, не сформированности высших психических функций - внимания, памяти, абстрактно-логического мышления. Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности.
Как правило, дискалькулии сопутствует проблема с правописанием и почерком (дисграфия). Навыки чтения и письма при этом могут быть относительно устойчивыми.
Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях:
понимания разрядного строения числа и понятия числа;
понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;
понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;
перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых, рядов;
выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);
распознавания числовых знаков;
соотнесения чисел в арифметическом действии;
заучивания таблицы умножения;
решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определённых действий;
зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета;
раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу;
выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.
Другими словами, счет в пределах десятка для ребенка не составляет трудностей, но действия с более крупными цифрами уже для него не доступны. Ребенку трудно осмыслить структуру числа, не может соотнести число с его цифровым обозначением. Из-за этого, ребенок, например, не ориентируется в показаниях часов, ему с трудом дается запоминание дат, чисел, формул, не поддаются такие предметы, как черчение, физика, химия.
При обнаружении симптомов, необходимо обращать на эту проблему более пристальное внимание. Математика неразрывно связана с нашей жизнью и ребенку будет достаточно трудно проводить математические задачи и вычисления, когда он вырастет. Это может стать препятствием для получения хорошего образования или причиной не сложившейся карьеры.
Кроме того, у ребенка, в связи с отрицательным опытом, из-за непоследовательности обучения, отсутствия уверенности в себе развивается «математическая фобия».
Лечение дискалькулии
Лечение этого расстройства осуществляют в амбулаторно- поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте. Предполагается, что ребенку будет оказываться медико-педагогическая помощь таких специалистов, как логопед, психолог, невролог.
С ребенком проводятся специальные комплексы педагогических и логопедических занятий, вначале индивидуально, затем уже в группах. Если необходимо, то проводится медикаментозная терапия.
Занятия с ребенком, как правило, направлены на формирование следующих вещей:
понятие состава числа,
счетные навыки,
логико- абстрактная и зрительно-пространственная мыслительная деятельность,
развитие способностей программирования арифметических (математических) конструкций,
формирование процессов самоконтроля.
Кроме того, родители могут принимать в лечении ребенка активное участие. Они могут заниматься с ребенком самостоятельно - проводить игры на развитие высших психических функций.
Советы ребенку
При решении математической задачи пробуй ее «визуализировать». Делай зарисовки по ее содержанию.
Если к задаче даны иллюстрации (схемы, таблицы, графики и пр.), то большую часть времени уделяй на их рассматривание.
Читай задачу или пример вслух и внимательно вслушивайся.
Не стесняйся спрашивать образец.
Пробуй придумать пример из жизни, где возможно требуется такое же решение. Если не получается, то попроси дать тебе такой пример.
Старайся писать на бумаге в клетку. Если ты выполняешь самостоятельную работу на отдельных рабочих листах с чужими пометками, то попроси дат тебе лист без пометок, чтобы не перегружать себя визуальной информацией.
Не бойся чисел, формул, задач и примеров. Наоборот, уделяй как можно больше времени на заучивание правил и формул. Ты можешь придумать свою систему запоминаний – это может быть песня или стих.