Вот какую подборку нашла, источник: http://paclub.ru/forum/showthread.php?t=1615
Фильм
Кинематографическая правда заметно отличается от правды повседневной жизни. То, что кажется очевидным при съемке, может вызывать недоумение во время просмотра. Простой пример — Волк и Заяц в темном трюме кораБля (мультфильм «Ну, погоди!»). Кадр без видеоряда был бы непонятным, поэтому этих персонажей изобразили только белыми контурами на черном фоне, и зрителю ясно, о чем идет речь. (Кстати, темноту можно показать, используя узконаправленный контровый свет, дающий при выборе экспозиции по свету лишь силуэты и блики.)
Чтобы любительский видеофильм был интересен не только его создателю и запечатленным в нем родственникам, надо соблюдать элементарные правила и традиции киношников, ведь пассивное владение языком кинематографии приходит с детства, и мы принимаем многие условности, сами того не замечая. Целенаправленно просматривая на видеомагнитофоне полюбившиеся фильмы великих мастеров с остановками и подробным анализом каждого фрагмента, можно научиться использованию выразительных средств кино и телевидения. Критический просмотр некоторых телепередач и сериалов позволит понять, как делать не надо. Знание плюс собственный опыт в дальнейшем приведут к мастерству, но только после придирчивых многократных пересмотров своих собственных работ. Лучше это делать вместе с друзьями, даже если те не проронят ни единого слова, и обсуждать спустя некоторое время, когда забудутся детали, а свое станет почти чужим.
Постановка
Фильм получится увлекательным, если в его основе лежит интрига, а события развиваются динамично и с нарастающей напряженностью. Главное правило постановки заключается в том, чтобы снимать и показывать то, что самому интересно. Можно и наоборот, искренне заинтересоваться тем, что снимаешь, тогда и зритель не останется равнодушным.
Домашний видеофильм создается для просмотра в кругу семьи или друзей. В последнем случае — зачастую для заполнения пауз в общении. Наблюдения показывают следующее:
последнего гостя ждут не более получаса;
перемена блюд длится примерно столько же;
для чисто мужских разговоров оставлять женщин без присмотра и без последующих разборок допустимо опять же на полчаса;
дети могут воспринимать новую информацию с интересом максимум половину урока (компьютерные игры не в счет).
Таким образом, по длительности домашний видеофильм можно делать от 20 до 40 минут, крайний предел (если фильм только для взрослых) — 45 минут. И чем он длиннее, тем больше потребуется стараний для удержания внимания зрителя.
Домашний неигровой фильм проще создать в жанре очерка. Можно рассказать о неординарном или близком человеке, о периоде жизни семьи или коллектива, даже о своих домашних питомцах. Можно представить анализ некоторых социальных явлений. Показ событий сопровождают комментариями и вставками архивных материалов. Это оживляет повествование, так легче выразить свое мнение о происходящем на экране.
Сложнее делать видеофильм в виде репортажа о каком-то конкретном событии. Чтобы не скучал и случайный зритель, такое событие должно быть достаточно впечатляющим или ключевым (например, свадьба, рождение ребенка, путешествие, уникальное или общественно значимое явление).
Можно попробовать силы в жанре научно-популярного или учебного фильма. Автор, обладающий обширными фактическими знаниями и собственным взглядом на предмет повествования, имеет определенное преимущество перед кинематографистом-профессионалом. Такие фильмы найдут зрителя среди коллег по работе, станут неплохим подарком для сотрудников.
Обычные семейные зарисовки могут вызвать общий интерес, но только после того, как приобретут историческую ценность, то есть спустя время, когда подрастет новое поколение. Правда, дети растут очень быстро, и время здесь сжимается тем больше, чем меньше их возраст; первые годы жизни по значимости и темпу равны десятилетиям.
Всегда надо стараться находить необычные стороны в самом заурядном событии. Интересный фильм будоражит воображение, поднимает проблемы. Зритель должен понять их за короткое время просмотра, даже если автор истратил на постановку месяцы.
Работу над видеофильмом можно, конечно, начинать и в лоб, то есть с обдумывания темы, потом взяться за разработку сюжета (системы событий), составить фабулу (план событий). Далее создать литературный сценарий с характеристикой образов, отработать постановочный сценарий (разбить фильм на эпизоды, сцены и кадры). Потом составить монтажные листы, где подробно указать содержание каждого кадра, его длительность, технические приемы съемки (наезд, отъезд, масштаб изображения героев и т. п.), способы оформления стыков и прочее. Наконец, снять черновой вариант, смонтировать видеоряд и наложить звук. Даже перечисление этапов отпугивает начинающего любителя.
Реальный же алгоритм создания домашнего фильма может значительно отличаться от приведенной выше последовательности. Если у вас есть на примете какая-то тема, идея или, по крайней мере, цель последующей демонстрации видеофильма, не стоит надолго откладывать начало работы. Сценарий будет не лишним, ведь даже не слишком строгое планирование позволяет лучше понять свой же замысел. Но трудно заранее все предусмотреть. Только в процессе работы постепенно прорисовываются каркас фильма, детали эпизодов и сцен, приходит кураж. От первоначального замысла остаются порой крохи. Нелишней может оказаться и пауза в работе — для переоценки пройденного пути и восстановления свежести восприятия.
Работать полезно по развивающейся спирали: идея, съемка, черновой монтаж, уточнение темы, пересъемка или дополнительная съемка, опять монтаж, отработка сценария и т. д. На любой стадии надо помнить об особенностях других этапов работы: снимать с учетом будущего монтажа, при монтаже не забывать о теме, тема, в свою очередь, ограничивает использование кадров некоторого рода. Старайтесь записывать свои (и чужие) мысли и замечания, возникающие на каждом этапе работы и предварительных просмотрах, так как хорошие идеи имеют плохое свойство быстро забываться.
В любительской практике часто все начинается с просмотра архивов и составления подробного описания кадров каждой видеопленки с учетом показаний счетчика ленты. Неплохо выработать у себя привычку записывать на вкладыши кассет содержание пленки уже во время съемки. Накопившиеся за годы работы сырые материалы, которые просматриваются чаще всего от случая к случаю, вызывая скуку гостей, можно постепенно превратить в интересный сериал. И тогда наши близкие простят нам потраченное не на них время.
Структура фильма
Видеофильм состоит из эпизодов, повествующих об отдельных событиях. С одной стороны, каждый эпизод можно рассматривать как маленький фильм, но, с другой стороны, у него нет самостоятельного значения, поэтому он не должен быть лишним, выпадающим из общего строя фильма, не должен противоречить идее фильма.
Эпизоды, в свою очередь, состоят из сцен, показывающих окружение и действия героев в одном определенном месте. Сцены монтируются из кадров — кусков пленки между смежными моментами включения и выключения записи на видеокамере (не путать с видеокадром — одной полной разверткой телеэкрана, которая длится 1/25 секунды!). Некоторые кадры одной сцены объединяют таким образом, что они воспринимаются как целое, без стыков, образуя так называемый монтажный кадр.
Введем еще одну структурную единицу фильма — клип (или фрагмент), в который входит 1—3 эпизода. Из 5-9-минутных клипов монтируют фильм на компьютере. Такая длительность определяется тем, что длина файлов на жестком диске, имеющем файловую систему FAT32, ограничена 2 Гбайт1. При выходном потоке 4-5 Мбайт/с (разрешение — 500 линий и качество звука Hi-Fi) максимальная продолжительность клипа составит 9 минут. Для упрощения стыковки каждому фрагменту желательно придать некоторую завершенность.
В фильме сцены и эпизоды могут выстраиваться линейно в хронологическом или причинно-следственном порядке, но сопоставление или противопоставление параллельных сюжетных линий привносит в повествование больше динамизма, метафоры же придают ему живость и эмоциональную окраску.
Способы подачи информации, выражения симпатий или антипатий автора в кино (или видео) и в печатном произведении различаются так же, как зрительное и слуховое восприятие отличается от логического мышления. Тем не менее, сопоставляя кинофильм с книгой, можно заметить, что эпизод соответствует главе, сцена — подразделу книги, монтажный кадр аналогичен абзацу, а кадр — предложению, причем переменное кадрирование сродни предложению сложноподчиненному. Как и литературное сочинение, видеофильм можно представить функциональной последовательностью.
Завязка — это намек на интригу. Она предназначена для того, чтобы зритель разобрался в обстоятельствах дальнейшего действия, но, с другой стороны, не заскучал и не покинул просмотровый зал раньше времени. Завязка может предшествовать титрам или начинаться на их фоне.
Экспозиция — это последовательное разворачивание событий по теме фильма, выстроенных в некоторую временную или логическую цепь. Напряженность действия здесь постепенно нарастает, а темп повествования соответственно увеличивается.
Кульминация — это самое напряженное событие, пик представленного действа, его квинтэссенция и рафинированная идея. В одной сцене можно выразить смысл целого фильма.
Развязка — это заключительный «мазок», вывод из всего показанного. Иногда сюда вставляют назидание для детей и взрослых.
Название играет не последнюю роль, если в нем заложена идея фильма. Хорошо, если его смысл проясняется в кульминационной сцене. С другой стороны, название должно быть запоминающимся, броским, как заголовок сенсационной статьи в газете, чтобы заранее заинтересовать зрителя.
Для связи с историческим моментом или с другими сериями видеофильма используются пролог и эпилог.
В сериалах некоторые перечисленные составляющие могут не прослеживаться в явном виде, так как начало последующей части сливается с концом предыдущей. Порой бывает трудно вспомнить ключевое событие, выражающее главную тему сериала.
Развитие сюжета
Освещать события надо по хорошо продуманной схеме, чтобы начало гармонировало с финалом, тогда фильм будет восприниматься как нечто целое и завершенное, не вызывая недоумения зрителя по поводу самой его идеи. Эпизоды должны выстраиваться в причинно-следственную цепь или в связь по аналогии и подобию (создается все же не научный трактат).
Логика представления событий определяет саму идею фильма и часто показывает мировоззрение автора. Изменяя последовательность действий, можно заставить зрителя понимать происходящее на экране в нужном ключе, так как в качестве причины явления зачастую воспринимается то, что было показано в предыдущих кадрах. Например, удаляющийся прыжками огромный пес будет выглядеть преданным другом, спешащим на помощь, если до этого был показан плачущий ребенок; но этот же пес покажется трусишкой, если в предыдущем кадре мы видели прыгающего с дерева котенка.
На оценку событий влияет и психологическая предустановка, даже наше настроение, которое порой меняется под воздействием совершенно посторонних факторов. Чистоту первого свидания влюбленных телезритель будет воспринимать, мягко говоря, предвзято, если телекомпания прервет эту сцену рекламой подгузников. С другой стороны, можно добиться особой выразительности повествования, если при монтаже учитывать психологию восприятия, целенаправленно навязывать ассоциации с событиями, хотя бы отдаленно напоминающими главное действие. Функциональные элементы видеофильма должны следовать в своей очередности. Завязка готовит почву для правильного восприятия дальнейшего действия. Заинтригуйте зрителя предстоящими событиями, намекните на нечто таинственное, пообещайте интересное продолжение, но не беспочвенно и в меру, чтобы потом не было разочарований из-за напрасных ожиданий. Каждая параллельная линия сюжета требует для себя отдельного введения в обстановку. Здесь излишняя краткость может исказить представление зрителя о происходящем, так как пока еще не понятен ни исторический фон, ни сама тема фильма. Чтобы подготовить зрителя к восприятию событий фильма без затягивания вспомогательных кадров, иногда полезно воспользоваться комментарием. Лучше, когда он звучит из уст героя, но это может быть и голос за кадром, и титры (субтитры).
В экспозиции по мере развития действия темп повествования надо неуклонно повышать, так как нужда в дополнительных объяснениях постепенно исчезает. Не допускайте, чтобы зритель легко предугадывал действия героев, иначе ему станет скучно, при постоянной ясности изложения все должно стать понятно лишь в самом конце. Сюжет надо развивать плавно, без рывков и задержек, без преждевременного ускорения и последующего замедления. Напряженность событий повышайте поступательно, каждый последующий ее пик должен увеличивать накал страстей, а очередной спад не опускаться ниже предыдущего по насыщенности — только такая волнообразность разворачивания событий и допустима.
Кульминационная точка должна быть только одна, в ней сходятся все параллели сюжета. Здесь в краткой форме надо выразить главную мысль фильма. Это не исключает наличия локальных, своих для некоторых сюжетных линий, максимумов напряженности, но они лишь готовят почву, накапливают энергию для апофеоза всего фильма. Только девятый вал из накатывающихся волн бывает самым мощным.
Развязку надо согласовывать с идеей и главной темой фильма. Она должна естественным образом вытекать из кульминационного момента. Правда, интересным может оказаться и парадоксальный (непредсказуемый) вывод из всего повествования, здесь потребуется более затянутая концовка фильма, с дополнительными объяснениями. Впрочем, без замедления темпа событий, без сброса напряженности конец фильма намекает на продолжение, а обманывать ожидания зрителя нельзя.
Фильм — это все-таки зрелище, поэтому сюжет следует развивать динамично, мы ведь делаем не коммерческий сериал, в котором надо разместить побольше рекламы и за который заплатят по объему. Чтобы фильм не получился нудным, надо без сожалений убирать все лишнее и сохранять только раскрывающие тему эпизоды. Из нескольких отснятых сцен, описывающих однотипные действия, достаточно оставить две-три самые яркие и характерные для представляемого явления. Их не стоит размещать рядом, повторения допустимы только при нарастании напряженности.
Внимание зрителя не угаснет, если все повествование будет ясным. Расставляя акценты на ключевых моментах описываемого явления, не замыкайтесь на главном действии, для уточнения обстановки надо показывать и сопутствующие события. Чтобы зритель не скучал, не надо ограничиваться только последовательным разворачиванием действия. Использование полного набора методов монтажа (параллельного, строящегося и т. д.) исключит длинные сцены, оживит фильм и придаст ему настроение. Длительность эпизодов, сцен и кадров должна быть сбалансированной, соответствовать их значимости, случайные участники событий не должны затмевать главного героя. В свое время массовый зритель часто покидал кинозал во время демонстрации картин одного знаменитого режиссера элитарного кино, так как не мог понять, о ком и о чем все-таки фильм и что происходит на экране.
Свежесть восприятия особенно нужна зрителю для напряженных моментов фильма, чтобы не понадобилось уточнять у соседа, где наши и где чужие или что произошло, так как пики напряженности длятся относительно недолго. Давайте зрителям отдых, делая отступления, например «рекламные паузы» по теме фильма, вставляя музыкальные клипы со своими героями (веселое воспринимается легче). С помощью монтажа можно переместить персонажей в сцены из популярных кинофильмов или в известные телепередачи со знаменитостями. Можно смонтировать эксцентричную комедию, но герои домашнего видеофильма не должны обижаться, увидев себя в юмористическом свете.
Полезно заинтриговать зрителя предстоящими событиями, намекнуть на нечто таинственное, пообещать интересное продолжение. Для этого можно использовать, например, музыкальные фрагменты или звуковые эффекты, они будут вызывать любопытство. Но постарайтесь оправдать надежды зрителя, чтобы потом не было разочарований из-за напрасных ожиданий. Привлекайте внимание зрителя титрами (субтитрами) с комментариями о том, что осталось за кадром, чтобы не было соблазна думать о постороннем.
Каждый наезд и отъезд камеры или изменение фокусного расстояния объектива, особенно с поворотом, а также быстрое панорамирование должны быть оправданы, так как их частое применение может вызвать головокружение. Чтобы зритель чувствовал себя комфортно, нельзя злоупотре***ть этими приемами. Помните, что монтажный кадр меньше надоедает, чем кадр с трансфокацией, а слишком частая смена кадров, мерцание экрана, излишняя пестрота или расфокусировка изображения (более всего — движущегося) быстро утомляют зрение. На протяжении всего фильма у зрителя не должно возникать желания подстроить громкость или параметры изображения на экране телевизора.
За 30 минут в фильме можно показать в сумме до 15 эпизодов из 400 кадров и сцен. Кадр не стоит делать короче двух секунд, а сцену — длиннее двух минут.