Игрушки и игры, которыми увлечен ребенок, оказывают огромное влияние на развитие его личности, игротерапия становится важным средством в арсенале современных родителей и педагогов. Игрушки могут как обострить негативные черты, спровоцировать проявления агрессии, грубости, так и сгладить их при умелой организации игры и участии в ней взрослого.
"Темная сторона" влияния игрушек проявилась не так давно, она пришла вместе с изобилием западных товаров для детей, наводнивших магазины и несущих в детское сознание набор чуждых ценностей. Игровая терапия хорошо выявляет такие моменты.
Что отмечают психологи?
Во-первых, дети стали более меркантильны и ориентированы на потребление, а не на создание чего-либо. Они желают зарабатывать деньги в будущем любой ценой, а способствует этому большое число дорогих игрушек и прочих атрибутов "хорошей жизни" и появившиеся во множестве настольные игры типа: "Юный предприниматель", "Юный банкир", "Русская рулетка" и т.д.
Во-вторых, дети стали агрессивнее. Этому способствуют многочисленные сериалы и игры с их героями, насаждающие культ силы, агрессии и романтизирующие преступные формы деятельности (куклы-киллеры (есть и такие!), монстры, звездные воины).
Детская картина мира стала более мрачной, в ней появились мотивы гибели всего живого, отчасти благодаря СМИ, а еще из-за обилия агрессивных игрушек, настольных и компьютерных игр типа "Война миров", "Гибель цивилизации".
Также существует тенденция к формированию циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса, одной из причин которой являются куклы с выраженными половыми признаками.
С другой стороны, так как игра в дошкольном возрасте – ведущий вид деятельности, развития мышления, все новые качества, умение ладить со сверстниками, выполнять правила и многое другое, - развивается именно в игре.
Правильный выбор игрушки, развивающей положительные качества ребенка, активное участие взрослого в играх помогут решить многие проблемы. Игрушки и игры - самое эффективное средство психологической коррекции у детей. Дети будут играть даже сразу после тяжелой травмы, которую они пережили. Игровой процесс поможет им рассказать о своих переживаниях и смягчить эмоции. Игровая терапия представляет собой наиболее эффективный подход, независимо от того, получает ли маленький ребенок помощь немедленно или спустя недели и месяцы после травмирующего события.
Неслучайно, сейчас приобрела большую популярность игровая терапия, которая используется в самых разных ситуациях: для налаживания отношений внутри семьи и помощи в преодолении робости замкнутому малышу до поддержки и реабилитации в кризисных ситуациях, связанных с насилием или смертью родителей.
Получается, что игрушки могут быть как врагами, так и друзьями нашего семейного благополучия. Согласно определению, игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие. В арсенале терапевта также есть краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, детские книги с картинками и прочие изобразительные средства, любые предметы и бытовые мелочи. Игротерапия позволяет рассмотреть, потрогать, послушать, ощутить то, что беспокоило ребенка и породило проблемы.
В сложных случаях, когда родители не могут справиться с ситуацией самостоятельно, рекомендуется игровая терапия в специализированном центре поддержки семьи или работа с хорошим психологом, а в чем-то любящие и умные родители помогут ребенку сами.
Игротерапия используется при синдроме посттравматического стресса, проявлениях агрессии, при хронификации печали, помогает замкнутым детям, повышает самооценку, снимает эмоциональное напряжение, учит находить выход из конфликтных ситуаций, решает проблемы с адаптацией в детском саду, в школе, в новой семье… Игровая терапия – методика, спектр применения которой очень широк.
Игротерапия в домашних условиях
Постарайтесь сформулировать проблему, которая вас волнует или тревожащую вас ситуацию. Предложите ребенку поиграть. Не называйте это занятиями, уроками, терапией. Это просто игра. И поиграйте с ребенком например, "в театр". Для этой игры не нужны никакие специальные материалы. Вы просто собираете «друзей» своего малыша и начинаете вести с ними беседу. Ваш ребенок может «озвучивать» любимого зайца, а вы плюшевую собачку и куклу Машу. Далее все дело в вашей фантазии и в той проблеме, которую вы хотите обсудить. Говорите от имени игрушек, так ваш ребенок скорее будет готов следовать советам. Как может выглядеть семейная игротерапия?
Кукла Маша может пригласить всех на день рождения. На ее примере ребенок научиться принимать гостей. Собачка и кукла могут поссориться, а Зайчик с вашей помощью поможет им помириться. Освоившись в таких играх, вы легко сможете обсуждать все сложности. Он не умеет знакомиться с ребятами на площадке? Научите этому в игре его персонажа, пусть он подружиться с Куклой и со всеми остальными игрушками. Рано или поздно эти отработанные в игре навыки применит и ваш малыш. Это касается и ссор, и непослушания и обид и драк. Вы можете сыграть, что ваш ребенок мама или папа Заяц, а вы - Зайчонок ведите себя, так как ведет себя обычно он. Вот увидите: ему не понравиться поведение Зайчонка и вы вместе найдете способ помочь ему исправиться.
Игровая терапия доступный метод. Даже простые игры могут оказать терапевтическое воздействие. Например, игра “Котик” способствует снятию эмоционального, мышечного напряжения, установит положительный настрой.
Под спокойную музыку дети придумывают сказку про котика, который нежится на солнышке (лежит на коврике), потягивается, умывается, царапает коврик и т.д.
В качестве музыкального сопровождения можно воспользоваться записями аудиокассеты “Волшебные голоса природы". Несмотря на то, что это выглядит очень просто и несерьезно, это не только развлечение, но и своеобразная игротерапия.
С агрессивными и возбудимыми детьми можно поиграть в "Приведение", где чередуются тихие звуки "у-у-у" и громкие хлопки, как будто все маленькие приведения хотят друг друга напугать. Это позволяет выплеснуть накопившиеся эмоции.
Для достижения результата одну и ту же ситуацию придется, возможно, проиграть не раз, но это того стоит. Не играйте только в то, что считаете нужным. Это для вас происходящее игровая терапия, а для ребенка – игра. Позволяйте ему проявлять инициативу тоже. Даже если это будет все время один и тот же сюжет, это нормально для детей младшего возраста.
В любом случае, такие совместные игры позволяют родителям и детям стать ближе, научится лучше понимать и принимать друг друга. Поэтому играйте на здоровье!
Наталья Комольцева, педагог
Источник: http://ourboys.ru/toys_friends