[CIT]Чем отличается внутриутробная жизнь от жизни новорожденного с точки зрения сытости? Когда ребенок находился в животике у мамы, к нему непрерывно поступали питательные вещества. Даже если женщина временами плохо питается (по причине токсикоза, например), к плоду все равно поступают необходимые вещества из запасов ее организма.
После рождения, а точнее – после того как из плаценты перестанет поступать кровь к ребенку, он через некоторое время начинает испытывать дискомфорт. Малыш еще не знает, что этот дискомфорт называется голодом, и ему от этих ощущений очень тревожно: ведь он не знает, может ли его что-нибудь спасти.
И вот он получает мамину грудь, высасывает несколько капель молозива и понимает, что он спасен. Голод уходит, дискомфорт сменяется комфортным состоянием.
Но вот ребенка в роддоме понесли обрабатывать, взвешивать, пеленать – снова новые ощущения, снова страшно! Вернули к маме - вот она, грудь, так чудесно пахнет мамой. Ребенок снова берет сосок в рот, сосет, успокаивается.
И вот так малыш сосет, когда ему хочется есть, когда ему страшно, одиноко, когда ему больно или холодно, – ведь для него все эти ощущения пока новые и дискомфортные. А еще маленький ребенок совсем не может ждать. Ему нужно, чтобы грудь появлялась сразу, как только ему это необходимо. И если мама рядом, если она дает грудь каждый раз, как малыш забеспокоился, то через некоторое время (от нескольких дней до 3-4 месяцев) ребенок начинает доверять маме, ведь основная психологическая задача первого года жизни – формирование базового доверия к миру.
Да, во время такого простого действия, как кормление грудью, закладывается способность взрослого человека переживать сложные и тяжелые события своей жизни, верить, что они закончатся, обращаться за помощью к другим людям.
Еще одна способность, которая формируется во время кормления малыша, – это способность получать удовольствие от процесса и от достижения цели.
Вот маленький ребенок, он голодный, напряжение растет: сначала он просто беспокоится, потом начинает плакать и, в конце концов, громко кричит. И вот мама дает грудь. Сначала малыш сосет быстро, жадно, судорожно сглатывая. Потом, когда проходит ощущение голода, сосание становится более медленным, на рожице ребенка появляется выражение удовольствия – и вот малыш наелся и отвалился от груди. Какое блаженство! И для ребенка, и для его мамы это – высший момент нежности и эмоциональной близости, к которому хочется возвращаться в течение всей жизни.
Однако некоторые мамы недооценивают это состояние, начинают сразу тормошить ребеночка, отвлекать его или отвлекаться самим. И как часто в нашей жизни мы видим людей, которые не умеют получать удовольствие от своих дел, будь то домашняя работа или профессиональная деятельность, а, достигнув какой-либо цели, тут же отвлекают себя новыми делами – вместо того, чтобы насладиться достигнутым.
Еще одна потребность ребенка – потребность в телесном контакте.
В мире животных существует такой факт: если, например, кошка тщательно не вылижет своих котят после рождения, они умрут от недостатка телесного контакта. Так и новорожденный и даже подросший ребенок нуждается в прикосновениях, поглаживаниях, в ношении на руках. Ребенок получает это в нужном количестве, когда мама пеленает его и кормит грудью, ведь его так или иначе приходится часто брать на руки и трогать (конечно, если ребенок не находится круглые сутки в подгузниках и не вскармливается из бутылочки).
Но вот случаются не очень приятные моменты – малыш кусает грудь: мягко прикусывает ее или, крепко уцепившись за сосок, треплет ее, как рассерженный щенок. Что это такое? Это первая агрессия ребенка по отношению к маме. Какая она незначительная по сравнению с той, что маме придется перетерпеть от своего растущего и взрослеющего ребенка! Пережить эти укусы бывает сложновато, особенно если ребенок первый, и мама не знала, что так может быть. И, тем не менее, ойкая, морщась и нежно сердясь, женщина переживает эти нападки и не отбирает у малыша грудь. Таким образом, он получает еще один важный опыт – мир не рушится оттого, что я на него злюсь, мама принимает и любит меня в любом состоянии. Доверие к миру укрепляется и появляется чувство благодарности дающему. (Комментарий Наталья Разахацкой: “Когда малыш начинает прикусывать грудь, мама должна спокойно объяснить малышу что так делать нельзя, а не просто ойкать и терпеть. Малыш пытается расширить свои границы, отделяясь от груди и экспериментируя. Если мама объяснит, что грудь не его собственность, а мамина, и ей так неприятно, проблема с кусанием уйдут. Первый раз нужно забрать грудь, но не откладывать от себя. При повторной попытке, можно отложить от себя на расстояние вытянутой руки для пущей убедительности. Обычно на этом проверки заканчиваются. Важно следить, чтобы кусание не было спровоцировано отказом от груди, когда малыш специально хочет сделать больно маме. Тогда строить малыша нельзя, надо возвращать доверие к себе.”)
Что делать “искусственницам”?
Мы рассмотрели основные психологические потребности ребенка первого года жизни, и в основном речь шла о той ситуации, когда мама кормит ребенка грудью. Что можно посоветовать мамам, которые – в силу тех или иных причин – вскармливают ребенка искусственно?
Практически то же самое. Почаще берите малыша на руки, кормите из бутылочки у груди, по крайней мере, в первые месяцы кормите не по расписанию, а тогда, когда малыш забеспокоится, не прерывайте телесного контакта сразу после кормления – пусть кроха понежится еще какое-то время у вас на руках.
Если вы заметите, что ребенок злится на бутылку, яростно грызет соску, не забирайте ее.
Если бутылка случайно разобьется на глазах у ребенка, быстро принесите новую.
И еще один момент: если ребенка кормят из бутылки, женщину может посетить мысль, что ребенок не так уж в ней (в маме) и нуждается, ведь бутылку может дать любой: папа, няня, бабушка. Совет: не злоупотребляйте этой возможностью в первые 6-8 месяцев, потому что в это время любой ребенок нуждается в том, чтобы о нем заботилась именно мама и только она.
Автор статьи: Лариса Свиридова,
руководитель школы “Современные родители”, психолог, кормящая мама[/CIT]