Случайно натолкнулась на такую статью... может быть кому-то будет интересно.
Материал взят из книги Л.П.Чижиковой "Кружок конструирования и моделирования одежды"
... Для правильного подбора цвета одежды необходимо знать основные законы о цвете.
Многовековой опыт показал, что различные цвета вызывают у человека неодинаковое настроение: светлые — лирическое, яркие — приподнятое, темные и тусклые — угнетенное, а пестрота и дисгармония красок — раздражают. Цвета зелено-голубые, зелено-желтые различных оттенков считаются наиболее благоприятными для зрения. Все это учитывается не только при изготовлении одежды, но и в промышленной эстетике, при оформлении помещений и интерьеров.
Основные теоретические данные о спектре солнечного света и наличии в нем семи основных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового) были получены Ньютоном. Он первым сделал попытку систематизировать цвета. На основе его открытий проводились дальнейшие изучения цвета другими учеными. Они нашли отражение в «Естественном цветовом круге Гете» , в котором дается представление о гармоничном сочетании и равновесии цветов.
Естественный цветовой круг строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся главные цвета — красный, синий и желтый. По этим вершинам треугольника описывают круг и строят такой же треугольник, но повернутый на 180°. На его вершинах располагаются противоположные, дополнительные цвета — зеленый, оранжевый, фиолетовый. Если соединить вершины треугольников прямыми линиями, то на одном ее конце будет находиться главный цвет, а на другом — дополнительный. Так, дополнительным к красному будет зеленый, к синему — оранжевый, к желтому — фиолетовый цвет. Таким образом можно проследить систему гармоничного равновесия цветов.
При прохождении луча света через призму происходит его разложение на составные цвета (спектр), поэтому составляющие его цвета называют спектральными. Человеческий глаз практически может выделить огромное количество видимых частей спектра (до 150), которые по цветовому фону объединяются в группы: красные, оранжевые, желтые, зеленые, голубые, синие и фиолетовые. Главными чистыми считаются красный, желтый, зеленый и синий цвета. Остальные являются смесью одного или двух чистых цветов.
Все цвета делят на хроматические и ахроматические («хромое»— в переводе с греческого — «цвет»). К хроматическим относятся все цвета, кроме белого, серого и черного. Ахроматические (белый, серый и черный) различаются по степени отличия от белого.
Все цвета условно разделяются на теплые и холодные. К теплым относятся красный, оранжевый, желтый, к холодным — голубой, синий и фиолетовый. Зеленый цвет является нейтральным, со всеми оттенками он считается наиболее благоприятным для зрения человека.
Теплые цвета с их промежуточными оттенками воспринимаются как выступающие, поэтому в одежде они зрительно увеличивают объем фигуры и подчеркивают ее недостатки.
Холодные цвета являются отступающими, они придают фигуре стройность, скрывают ее недостатки. Один из самых отступающих цветов — синий.
---------- Добавлено в 11:34 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 11:34 ----------
Девушкам полным или слишком худым при выборе цвета одежды следует учитывать эти свойства цветов.
Хроматические цвета различают по насыщенности. Большей насыщенностью обладает тот цвет, который точно совпадает с соответствующим цветом спектра. Насыщенные цвета в одежде всегда акцентируют на себе внимание, их обилие может вызвать раздражение. Поэтому в одежде их часто используют в качестве отделки (бейки, кант, шарф и т. п.).
Насыщенность хроматического цвета можно уменьшить, добавив к нему белый или черный цвет. При добавлении белого получают разбеленные цвета, их часто называют пастельными, например розовый, салатный, бледно-сиреневый и т. д.
Соединение нескольких цветов, имеющих общие цветовые особен¬ности, создает определенную тональность, так называемую однотонную композицию (см. рис. выше), которая широко используется в одежде. Например, она может быть выдержана в бежевато-коричневых тонах или в сочетании светло-голубого с синим, лилового с сиреневым, вишневого с розовым, желтого с горчичным и т. д.
В костюме может быть несколько цветов. В летней и спортивной одежде может преобладать много-цветная композиция. Но чаще используется не более трех цветов, один из которых является ведущим, а остальные — дополнительными.
При изготовлении одежды широкое применение находят и контрастные сочетания цветов (см. рис.выше). Они могут быть парными (любая пара противоположных цветов, например фиолетовый и зеленый, синий и желтый, голубой и красный). Контрастные цвета часто используются в композиции костюма, но с учетом насыщенности, теплоты цветов и особенностей фигуры. Например, если костюм состоит из юбки (или брюк) и блузки, то, как правило, верхняя часть костюма делается светлого тона, а юбка (брюки) — темнее.
Иногда цветовой контраст одежды не сочетается с цветом лица, волос человека. Это явление можно сгладить, разделив контраст нейтральными цветами (например, с помощью дополнений к одежде — банта, шарфа, бижутерии и т. п.).
Несмотря на то, что выбор цветовой композиции в одежде очень индивидуален, существуют неко-торые общие рекомендации, характерные для определенного типа людей. Так, черный и белый цвета подходят людям с различным цветом лица. Цветовое пятно в верхней части одежды (блузка, шарф, бант, бижутерия) может подчеркнуть цвет глаз. Например, ярко-голубой и ярко-синий цвета усиливают голубизну глаз у блондинок. Карие глаза лучше сочетаются со светлыми и бежевыми тонами одежды. Брюнетам в основном подходят теплые тона, а многим из них — темно-красные, темно-коричневые, бежевые цвета. Но в зависимости от цвета лица теплые тона должны быть различных оттенков. Темные хорошо гармонируют со светлыми волосами у блондинок. Наиболее подходящие для них цвета — синий, зеленый, фиолетовый, черный. Для рыжеволосых подходят все комбинации коричневых и бежевых тонов, а также оливково-зеленые, темно-сине-зеленые, красно-оранжевые, но с обязательным учетом цвета кожи и глаз.
В любом случае цвет в одежде должен быть строго продуман и основан на общей гармонии, учитывающей требования моды и индивидуальные особенности человека.
Из книги "Учись шить" Р.И. Егоровой, В.П. Моностырной.
Цвет — одно из самых выразительных средств в костюме. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например,
красный цвет — это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, угрозу для жизни.
Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов.
Черный цвет с точки зрения физики — пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл — все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.
Другие цвета тоже несут свою «смысловую нагрузку», но она, конечно, достаточно условна и неоднозначна. В прежние времена для людей различного общественного положения, определенных занятий цвет одежд, так же как материал и покрой, определялся властями. И в наше время в ряде случаев существуют «цветовые законы» — традиционные сочетания цветов в национальных костюмах; обязательные цвета в форменной и специальной одежде, эмблемах, знаках различия военных, служащих, врачей, спортсменов и т. д.
Значение цветовой символики (в том числе в одежде) возрастает в периоды обострения политической борьбы, революций.
В современном костюме применяется все бесконечное разнообразие цветов, оттенков, тонов. Существует целое учение о цветах — цвето-ведение. Мы остановимся лишь на самых общих его закономерностях.
Кроме семи цветов радуги — спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), в цветовой круг
входит, как бы замыкая его, пурпурный цвет, расположенный между фиолетовым и красным. Основными принято считать четыре чистых цвета: красный, зеленый, желтый, синий. Все остальные оттенки получаются путем их смешения и добавления черного и белого — ахроматических, т. е. «нецветных» цветов.
Различные оттенки серого, неяркие коричневато-зеленоватые тона называют нейтральными. Если в состав цвета входит красный или желтый — он воспринимается как теплый, а зеленый и особенно синий придают «холодность». Некоторые цвета (особенно желтый) могут вызывать такое ощущение, что предмет «выступает», «приближается»; другие (особенно синий) — что предмет «отступает», «удаляется».
Все эти и многие другие свойства цвета используют живописцы. Картина не имеет реальной глубины — она расположена на плоском холсте, доске, бумаге. Но искусство мастера таково, что у зрителя возникают иллюзии пространства, воздушности и даже движения, не говоря уже о передаче фактуры предметов окружающего нас вещественного мира.
При создании костюма обязательно учитываются свойства цвета. Светлые, чистые, теплые цвета как бы приближают и увеличивают предмет, но в то же время делают его легче. Темные, холодные цвета удаляют и уменьшают, но придают тяжесть.
Решая практические, житейские вопросы о выборе цвета в костюме, надо не забывать некоторые простые правила, которые, впрочем, не всегда безусловны. В каждом отдельном случае найти решение поможет практика, опыт и даже ошибки, если извлечь из них урок.
Всякий человек имеет свои внешние данные, в том числе сочетание оттенков кожи, глаз, волос. Цвет одежды может повторять, как бы усиливать эти оттенки или, наоборот, подчеркивать их контрастами, противопоставлениями — но обязательно гармонично, т. е. красиво, не кричаще. Если вам лично какой-то цвет приятен, это еще не значит, что он вам к лицу. Если вам приглянулась ткань в магазине, то еще неизвестно, как она будет выглядеть не в виде большого полотнища на стенде, а в виде платья на фигуре, причем именно на вашей.
---------- Добавлено в 11:36 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 11:35 ----------
Нельзя дать совет, который годился бы для всех. Но каждый должен знать, что существуют цвета сближенные, т. е. родственные и контрастные, противоположные. Например, всегда хорошо «смотрятся» такие проверенные сочетания, как коричневый — золотистый —оливково-зеленый; коричневый — бежевый — кремовый; синий — красный — белый; черный — белый, можно с добавлением яркого цвета (оранжевый, бирюзовый, золотистый, розовый); серый различных тонов с белым, цветным.
В поисках выразительных средств, особенно в новых моделях, всегда выбирают ведущую гамму на каждый сезон. Здесь простор и для вашей изобретательности, возможность пробовать, искать, фантазировать, сочетать цвета по принципу «неожиданности»: темно-синий — ярко-зеленый; цвет незабудки — цвет граната; «колбасный» с «горчичным» и так далее!..
Некоторые цвета «не терпят» взаимного соседства. Не стоит, скажем, располагать рядом теплые и холодные оттенки одного и того же цвета: желтовато-зеленый и синевато-зеленый; красный с оранжевым оттенком и красный лиловатый, малиновый. Грубо, крикливо могут выглядеть рядом желтый с бордо, лиловый с оранжевым; синий, зеленый, красный с желтым; желтый цвет вообще можно вводить в костюм с большой осторожностью.
Приводим таблицу, с помощью которой можно определить удачные и неудачные сочетания цветов; правда, многое зависит от конкретного оттенка каждого цвета — а их великое множество.
Летом особенно хорош белый цвет, но он имеет множество «ликов», то есть оттенков, а еще — «родственников». Это натуральные тона по-разному обработанной пряжи из хлопка, льна, шерсти. Такие материалы чаще всего располагают к народным, фольклорным мотивам.
Все активно цветное, пестрое, яркое требует большой осторожности. Во-первых, это уместно в сочетании с яркой внешностью, яркой природой, солнцем; во-вторых, излишне яркие цвета одежды, особенно в виде крупного орнамента, букетов могут сделать фигуру бесформенной; в-третьих, они часто раздражают окружающих, особенно в рабочей обстановке. Именно при использовании ярких цветов особенно требуется чувство меры, тонкий вкус. Кроме того, есть неписаные, но хорошо известные возрастные ограничения: яркое, цветное, порой озорное и забавное к лицу юности; зрелый возраст выражает себя более сдержанной гаммой (впрочем, жестких рамок тут нет).