Устойчивый рост на рынке образовательных услуг наблюдается в России на протяжении последних пяти-шести лет. Это выглядит даже пугающе, ведь по демографическим причинам количество детей школьного возраста и абитуриентов снижается, а число учебных заведений и курсов и, что немаловажно, цены — растут. Оказывается, причина в том, что к обучению все больше и больше подключаются взрослые. Школяра же тем временем вынуждены затягивать пояса — ведь, как и раньше: ученье свет, но теперь за него платить нужно по подскочившим тарифам.
Расходы на образование уже давно рассматриваются как инвестиции: именно знания и навыки дают возможность получать больше денег — от работы, грамотного управления собой и своим временем, от бизнеса и вложений. Причем, если говорить о труде по найму, то ни работодателей, ни их подчиненных больше не устраивает ситуация, когда образование — это лишь формальное требование, необходимое для приема на работу. Первые выступают за профессионализм, вторые за объективную оценку и достойную оплату знаний, которые, как известно, без труда не даются.
По исследованиям Высшей школы экономики, получение высшего образования и дополнительное обучение в более зрелом возрасте практически стало нормой. Причем такое убеждение разделяют представители самых разных слоев населения независимо от региона проживания. Многим знакома ситуация: море книг прочитано, есть необходимые теоретические знания, а четкой системы, упорядоченности, понимания того, что же из чего вытекает, нет. Вот и приходится идти в вуз. В свое время я несколько лет проработала в сфере маркетинга, постоянно изучала литературу о рекламе, брендинге, продвижении люксовых брендов, но знания складывались в голове хаотично и разрозненно. Чтобы как-то собрать этот пазл, обобщить информацию в единую систему, я пошла учиться на маркетолога.
У многих с получением заветной "корочки" образование не заканчивается. Учитывая скорость развития технологий, происходящие перемены в обществе, все больше людей осознают необходимость периодического "апгрейда" для знаний. К слову, подобная практика широко распространена среди учителей и врачей, которые каждые пять лет проходят обучение на курсах повышения квалификации. "Чтобы просто оставаться конкурентоспособным, нужно хотя бы раз в год проходить какой-нибудь тренинг или посещать семинар, узнавать, что нового появилось за прошедшие месяцы и как этим пользоваться", — говорит преподаватель экономической теории Ренат Искандеров. В некоторых компаниях, к примеру, в "Вымпелкоме" ("Билайн"), сотрудники в обязательном порядке раз в полгода проходят обучение.
Наконец, есть еще одна довольно распространенная причина тяги к знаниям. Если какой-нибудь аналитик службы рейтингов или менеджер по работе с клиентами идет на курсы визажа, флористики, фото или дизайна, то вовсе не факт, что он собирается кардинально изменить род деятельности. По исследованиям компаний "РосБизнесКонсалтинг", "Комкон" и Begin Group, сегодня почти треть респондентов называют "интересы, увлечения и хобби" в качестве повода получить дополнительное образование. То есть это обучение, что называется, для души.
Образование все равно что недвижимость: дешевеет крайне редко.
Расценки на "свет" растут с огромной скоростью. Если стоимость тренингов и экспресс-курсов за последний год изменилась незначительно, то стоимость одного года обучения на программах профессиональной переподготовки и по программам МВА выросла в среднем на 30%. Кстати, за два года стоимость МВА и вовсе удвоилась! Цена года обучения в котирующихся на рынке труда столичных и петербургских заведениях составляет минимум 30 тыс. рублей. Максимум зафиксирован в МГИМО — 262 тыс. рублей за год обучения.
По данным Begin Group, самыми популярными направлениями второго высшего и дополнительного образования сегодня остаются финансы, психология и менеджмент. Желающих учиться политологии, социологии, маркетингу, информационным технологиям, а также управлению муниципальным хозяйством, напротив, не очень много — от 2 до 8% респондентов. Но спрос на стоимость обучения влияет мало.
Что по чём?
Общая стоимость обучения зависит от очень многих факторов. Прежде всего, это продолжительность курса, спектр изучаемых дисциплин и глубина их проработки на занятиях. К примеру, как сообщают в центре профессионального обучения "Карьера", компьютерные курсы стоят 3-4 тыс. рублей. Выходит, что каждый из сорока академических часов обойдется слушателю в 75-100 рублей. За обучение по программе "Финансовый менеджмент" (80 академических часов) придется отсчитать уже 14,2-17,8 тыс. рублей, или 180-220 рублей за час. При этом компьютерные курсы рассчитаны на людей, которые не очень сильны в общении с подобной техникой, а курс по финансам ориентирован на тех, кто планирует работать в этой области. К слову, более специализированные компьютерные курсы — по работе с AutoCAD или Photoshop — обойдутся уже тысяч в 7-6. Можно сделать вывод, что цены за час обучения вполне сопоставимы.
То, за что мы платим, не всегда осязаемо. Престижность и репутация учебного заведения совсем не обязательно гарантируют блестящие знания студенту, но часто именно этот показатель является чуть ли не первым, на что обращают внимание. Дальше уже оцениваются партнерские связи с другими вузами и школами, степень специализации на том направлении обучения, которое интересует слушателя, и т.д. Так, минувшей осенью за обучение по программе MBA в Московском государственном университете им. Ломоносова нужно было заплатить 600 тыс. рублей (если не платить за международный модуль, то сумма несколько меньше — 530 тыс.). Столько же просили в институте МИРБИС, который последние несколько лет быстро укрепляет свои позиции на рынке бизнес-образования. А вот в Бизнес-школе МГТУ им. Баумана на МВА принимали за 330 тыс. рублей. К слову, цены на МВА — одни из самых быстрорастущих на рынке образовательных услуг. Всего 2,5 года назад, в осенний набор 2005 года, обучение МВА в МГУ стоило 10 тыс. долларов (290 тыс. рублей), и это, между прочим, была самая дорогая школа в России.
С местом разобрались, теперь обратим внимание на зависимость цены образования от формы обучения. Вечерняя, как самая популярная, в большинстве вузов стоит дороже, чем очно-заочная, то есть модульная. Влияет и сам принцип обучения. Игры и тренинги обойдутся дороже курса лекций. Так, тренинги по управлению проектами стоят в среднем от 25 до 30 тыс. рублей за ступень. Поскольку всего ступеней три, то обучение обойдется в кругленькую сумму — 75-90 тыс. И это, между прочим, еще не все. Как говорится, без бумажки мы букашки, поэтому извольте раскошелиться еще на 10-15 тыс. — это стоимость экзамена на получение сертификата по управлению проектами. А вот обычные курсы проджект-менеджмента, рассчитанные на три месяца и состоящие из семинарских занятий и лекций, стоят порядка 55-65 тыс. рублей.
Поскольку качество обучения может различаться от набора к набору, делаем вывод: от качества цена зависит мало. В целом оно, конечно, определяет ценовую картинку, но в частности — мало. Преподаватели сегодня в большинстве своем ведут занятия сразу в нескольких вузах, равно как и тренеры сотрудничают сразу с несколькими тренинговыми компаниями. И никто не может гарантировать, что в следующем семестре или месяце человек, покоривший слушателей глубиной знаний, будет вести тот же курс в том же месте.
Политика ценообразования в большинстве учебных заведений гибкостью не отличается. Правда, некоторые попытки все же есть. Можно получить скидку за предварительную оплату обучения или договориться о рассрочке платежа. Иногда стоимость коррелирует с размером группы слушателей. К примеру, индивидуальное обучение бухучету в центре "Парк культуры" обойдется примерно в 50 тыс. рублей, а групповое — в 10-15 тыс. в зависимости от конкретной программы.
Что с высшим?
Второе высшее образование априори является платным. Но и первое получить за счет госбюджета постепенно становится все сложнее. Тенденция к увеличению числа платных мест наметилась уже давно и сохраняет устойчивость — на настоящий момент половина студентов, поступающих на первый курс, учатся на контрактной основе. А вот число бюджетных мест с 2000 года сократилось вдвое. Хотя старейшие вузы все же стараются по максимуму сохранять бюджетные места на факультетах, дающих фундаментальное образование, — любой желающий имеет право побороться за одно из этих мест, необходимо лишь пройти конкурс.
Стоимость высшего образования довольно сильно зависит от профиля вуза и специальности, которую слушатель намерен осваивать. Не последнюю роль имеет и политика ректората вуза. Дело в том, что цена как один из инструментов маркетинга формирует образ учебного заведения и оценку его образовательных программ. Дорогостоящее образование воспринимается как более качественное и инновационное. Относительно дешевое — как поверхностное или же несколько устаревшее.
Возьмем, к примеру, психологию — как одно из самых популярных сегодня направлений обучения. Чтобы "впитывать знания" на дневном отделении факультета психологии, МГУ необходимо заплатить порядка 80 тыс. рублей за семестр (160 тыс. в год). В Санкт-Петербургском государственном университете обучение по этой же специальности обойдется в 55 тыс. В Институте гуманитарного образования Москвы (ИГУМО) — уже в 45 тыс. рублей за семестр.
Экономическое образование оценивается дороже. Так, в Российской экономической академии им. Плеханова за год обучения студенты платят от 150 тыс. рублей (цена зависит от специализации). В МГУ стоимость будет порядка 190 тыс., что вдвое дороже учебы на других гуманитарных факультетах. Еще выше уровень цен в МГИМО и Высшей школе экономики — почти 250 и 235 тыс. рублей соответственно.
Относительно недорого можно получить образование в области машиностроения: примерно 55 тыс. рублей в год — в МГТУ им. Баумана, около 70 тыс. — в Российском государственном университете нефти и газа им. Губкина, порядка 60 тыс. — в РУДН, 45 тыс. — в МАИ.