Самая первая детская коляска была создана в 1733 году Уильямом Кентом, английским ландшафтным архитектором. Он сконструировал ее по просьбе Уильяма Кавендиша, третьего Девонширского герцога, отца шестерых детей. Собственно, это была не коляска в нашем понимании, а небольшая детская повозка, в которую запрягалась коза или пони. Первые пользователи вполне оправдали затраченные на них усилия: если заказчик-отец не вырос по службе выше наместника Ирландии, то из катавшихся в коляске детишек старший, лорд Фредерик, дослужился со временем до звания фельдмаршала, а младший, лорд Джон, до министра финансов. Модель Кента пришлась по вкусу, и вскоре коляски распространились среди высших слоев Европейского общества. В то время они представляли собой воистину произведение искусства. Средние и низшие сословия не могли позволить себе приобрести такую дорогую игрушку, и на протяжении еще более ста лет коляска оставалась невероятной диковинкой.
По-настоящему мода на коляски возникла в 1840 году с легкой руки королевы Виктории, любящей матери девятерых детей, которая пожелала самолично прогуливаться со своими детьми по королевскому парку. Как и все коляски того времени, коляску королевы нельзя назвать действительно удобной: она была чересчур высокая и неустойчивая, у нее не было ручек, в связи с чем, ее нужно было тянуть за собой. Вслед за королевской семьей колясками стали обзаводиться все состоятельные люди, сначала в Англии, а потом и по всему миру.
К 1840-м годам пони сменились нянями, однако и они продолжали таскать эту тележку за собой. Отсутствие необходимости заботиться о ребенке стало признаком состоятельной и благополучной семьи, количество прислуги которой позволяет растить ребенка. Так коляска вошла в нашу жизнь и стала признаком огромного расстояния, разделявшего ребенка и мать высших сословий. И даже названия моделей колясок того времени отражали их привилегированность: самыми популярными были модели «Герцогиня» и «Принцесса».
Революционный скачок произошел в 1853 году, когда Чарльз Бэртон запатентовал коляску с ручкой сзади. Это резко увеличило как управляемость детского экипажа, так и степень обзора для маленького пассажира. Однако внешний вид, повторяющий очертания взрослых экипажей, полностью сохранился, а вместе с ним осталась и сама идея, что ребенок должен в коляске сидеть. Это очень сужало сферу её применения: она подходила лишь для подросших детей. Что же касается малышей, то случаи их выпадения из «экипажа» были не редкостью. Лишь в последней трети XIX века коляска окончательно утратила черты сходства со взрослым экипажем и превратилась в люльку на колесах. Однако даже эта метаморфоза не изменила отношения к коляске как к виду транспорта, а в связи с тем, что она получила массовое распространение, полиция Лондона в 1873 году запретила возить её по тротуарам. Кроме того, в 1880 году было выдвинуто требование ко всем колясковладельцам — оборудовать детские экипажи красными и белыми фонарями. Когда пошла мода на первые автомобили, возникли и автоколяски, и родители стали требовать от нянь вместе с рекомендациями ещё и водительские права. Однако быстрое распространение автотранспорта и загазованность улиц быстро сделали всё это ненужным — коляска была вытеснена в парки и скверы, туда, где она пребывает и сейчас.
В конце 19 века в Великобритании появилась самая первая компания по производству колясок – Silver Cross. Она была основана в 1877 году и тогда же выпустила свои первые модели. С тех пор Silver Cross считается самой старейшей и престижной компанией в Англии, производящей коляски.
Беби-бум диктует условия.
18 июня 1889 года в балтиморское патентное бюро пришел Уильям Ричардсон с идеей, свершившей очередную революцию в истории колясок. Он придумал реверсивную модель коляски, т.е ребенок мог в ней сидеть как лицом к возившему коляску, так и спиной к нему. Кроме того, Уильям включил в свою модель оси, что добавило коляске маневренности. Вплоть до того времени оси и колеса были цельнолитые, что не позволяло им поворачиваться по отдельности. Колеса в коляске Ричардсона могли вращаться на 360 градусов совершенно независимо друг от друга.
С окончанием первой мировой войны в преддверии беби-бума рынок колясок значительно расширился, и стал доступен практически всем, кроме бедных слоев населения. Коляски претерпели некоторые изменения. У них появились подножки, колясочная «корзина» стала несколько глубже, а сами коляски ниже, так, что особо изобретательные малыши нередко сами выбирались из колясок и совершали путешествие до ближайшей земли:).
Вот к примеру, образец коляски Travel-E-zee 1920хгг, США. Одна из самых ранних моделей, достаточно легкая и компактная, стенки коляски были как правило, брезентовые, колеса полностью металические, «одетые» в резиновые покрышки. Еще одна отличительная черта колясок того времени – постепенная замена деревянных и плетеных частей коляски на резиновые и пластмассовые, дорогие медные шарниры сменяются на более дешевые хромовые
1940-е года были периодом политической неустойчивости в Европе, однако, несмотря на это, спрос на коляски оставался неизменным и требования к качеству продукции предъявлялись достаточно высокие. Постепенно старые производственные цеха заменялись новыми современными фабричными зданиями, производство все больше и больше автоматизировалось.
Коляски в России.
Художественный материал по советским и российским коляскам собран и предоставлен Натальей Воронцовой
Когда появились первые образцы колясок в России, в точности неизвестно. Однако, на картине Удальцовой Н.А. «На балконе», датированной 1942 годом, мы уже видим один из экземпляров того времени – большая, широкая коляска, с почти вертикальной ручкой.
Считается, что промышленное производство российских колясок было начато в 1949 году, когда по правительственному приказу из Германии был привезен образец немецкой коляски. Коляска была детально изучена, и по ее образу и подобию стали создавать советские модели колясок того времени. По приказу Орджоникидзе по всей стране было открыто 50 цехов для производства «детского транспорта».
Судя по картинам художников того времени, тип колясок, подобный коляске 1942г, довольно долго оставался распространенным – на картине 1954 года (Межанинов Михаил. «Продажа мимозы».) мы видим похожую коляску, только белого цвета.
Еще я тут нашла, что один «Дубенский машиностраительный завод – камов» тоже изготавливал детские коляски начиная с 1953 года. По 1990 год их было выпущено 4,5 миллиона штук. В 1989 году ежедневный выпуск детских колясок достиг тысячи штук.
В 1977 году модель детской коляски была удостоена высшей награды ВДНХ – золотой медали и государственного Знака качества. В 1979 году завод становится головным предприятием министерства и ведущим в Союзе по детским коляскам. Ему поручается проведение испытаний всех видов детских колясок, производимых пятьюдесятью двумя заводами страны.
Первая модель детской коляски, выпущенной на ДМЗ.
Коляска модели 80-х годов
Коляски были дорогими, и их могли позволить купить только достаточно обеспеченные родители. Чтобы купить коляску обычной семье, ей приходилось копить деньги не один месяц.
Альтернативным вариантом «магазинным» коляскам были плетеные, которые могли быть как на колесиках, так и на полозьях, наподобие санок. Такие коляски «ручного изготовления» сохранялись довольно долго: нередко ими пользовались даже в период перестройки.
Впрочем, и плетеные коляски были отнюдь недешевы, поэтому вместо больших колясок чаще покупали прогулочные, они были дешевле, а совсем грудных детей по-прежнему носили на руках.
Оба типа колясок (и большая, и прогулочная) по-прежнему сохраняют две особенности: низкую посадку и маленькие колесики. Такие коляски пройдут сквозь все шестидесятые.
Рубинский, «Кормят голубей». Комолов В. «В саду». 1964 г.
В начале 60х годов появляется прогулочная коляска нового типа – с высокой посадкой, на больших колесах, в которой уже нельзя лежать, а можно только сидеть, глубоко откинувшись. Коляски прямоугольной формы с низкой посадкой по-прежнему широко используются, но зато появляются коляски с высоким дорожным просветом.
К середине 1970-х годов коляски перестали быть редкостью и стали доступны каждой семье.
В то время было два типа колясок – советские и импортные немецкие (ГДР). Возможно, это были коляски всемирно известной немецкой компании «ЦЕКИВА», но в то время простые советские люди редко обращали внимание на бренд. Наши коляски были громоздкими, тяжелыми и неудобными. В 1975 году на ДМЗ «КАМОВ» (Московская обл.) были созданы принципиально новые детские коляски, получившие Знак качества и золотую медаль ВДНХ.
История удивительна и парадоксальна: слинги, история которых насчитывает тысячи лет, еще во многих городах и селах воспринимают как диковинку, но как можно молодой маме обойтись без коляски, многие уже не представляют. Хорошо забытое старое становится новым, а новое становится привычным и чуть ли не необходимым. Радует то, что несмотря на широкий ассортимент детского транспорта традиции ношения детей на руках возрождаются, и любая мама может выбирать, когда и чем ей пользоваться: слингом или коляской.
А вот предлагаю фотографии колясок. Где они сделаны не сказано, и в каком году тоже. Могу только предполагать, есть и лично из моего детства. :)
Если вы узнали то, сообщайте от куда, та или иная коляска. ;)
Вот в этой меня катали точно знаю, еще потом эта коляска целых 5 лет ждала мою сестру. :)))
А вот эта самой дорогой детской коляской за всю историю престижного лондонского универмага Harrods, специализирующегося на предметах роскоши, стало творение дизайнеров Graham Richardson и Alison Murfet.
Эта детская коляска вся покрыта 24-каратным золотом на 8000 долларов, обита синим сатином и мехом горностая.
В коляску стоимостью 12 000 долларом вмонтирован специальный музыкальный механизм, проигрывающий убаюкивающие мелодии.
Первый экземпляр уникальной коляски был продан богатому бизнесмену из Южной Африки.
Следующую модель коляски дизайнеры планируют украсить также и бриллиантами.