[CIT]"Семья и школа" №3-1997 г
ЕЛЕНА ВРОНО
Часто на консультации у психотерапевта выясняется: проблемы, по поводу которых обращаются родители подростков, на самом деле появились значительно раньше — когда ребенок только пошел в школу. А в ней начались: новая, непривычная жизнь, жесткий режим, обязан ности, а главное, новые взаимоотноше ния, не всегда искренние и справедливые и ох как часто — недоброжелательные. Все это в сочетании с легко возникающим переутомлением нередко приводит к психическим нарушениям. И распознать первые их признаки крайне важно.
Нужно при этом не забывать: шести-cемилетний ребенок, как правило, не умеет еще выразить свои переживания, найти cлова, чтобы описать тягостные свои ощущения. Пусть он и не жалуется на страх и тревогу, не говорит о своем подавленном настроении — об этой опас ности сигнализируют изменения в его поведении.
Ребенок возвращается из школы небычно тихий и вялый. Или, наоборот, он так возбужден, взвинчен, как будто бы в нем отпустили пружину, туго сжаую в течение нескольких часов пребывания в школе.
Обыкновенно очень разговорчивый и даже болтливый, ваш малыш помалкиват о том, что там происходит; ни о ком и ни о чем не говорит плохо — просто не хочет говорить.
Прежде весьма крепкий ребенок регуярно жалуется на плохое самочувствие: у него болит голова, а чаще — живот. И при этом, как правило, по утрам. Ислючительно в будние дни; в субботу же наступает заметное облегчение.
Давно уже и днем и ночью опрятный, ребенок приходит из школы с влажными трусиками, вдруг мочит постель ночью.
Появляются сначала еле заметные, но постепенно усиливающиеся непроизвольые движения: ребенок смаргивает, как будто в глаз попала соринка, морщит брови, хмурит лоб, шмыгает носом, покашливает, пожимает плечами, стучит пальцами по любой поверхности, вертит в руках мелкие предметы, рвет в клочки всякую бумажку, оказавшуюся под ру кой.
Появляются запинки в речи — не то чтобы прямо заикание, но какие-то помехи.
Если вы заметили что-то похожее — прежде всего не пугайтесь и не сердиесь. Не торопитесь объявить малыша хитрецом, симулянтом и прогульщиком, не стыдите его, что он «такой большой, а мокрый», не одергивайте его и не требуйте прекратить шмыгать носом и моргать, не донимайте расспросами и не обвиняйте в скрытности. Но не пропусите тревожные симптомы и обсудите их с врачом — когда расстройства уже появились, требуются специальные меры.
Причиной таких расстройств, как праило, оказывается психологический дискомфорт в школе, эмоциональные и прочие перегрузки. Школьный невроз — это заболевание, крайние проявления котоого приводят к полному отказу ребенка от школы, формированию тяжелых страов и навязчивостей; они трудно лечатся и нарушают развитие ребенка.
Быть может, мы сумеем оградить его от ненужного напряжения, если назовем своими именами то, что ему предстоит в школе, и сами выпутаемся из сети страхов и обманов, в которых воспитывали нас, «советских детей».
Обман № 1. Школа — это твоя семья.
Семья для ребенка — единственная в жизни. Семья вашего ребенка — вы. Не отдавайте чужим людям свое сокровенное, не перекладывайте на них своей ответственности. Ведь школа по вашим
законам жить не станет; да и вы, быть может, не во всем с ней согласитесь. Как же быть ребенку? Любое раздвоение нарушает цельность мира, особенно — мира маленького ребенка. Что же такое школа, если она не семья? Работа. И хорошо, если работа — любимая и интересная; а ведь может быть скучная и постылая. Однако — необходимая. Нужно терпеть; терпеть всем вместе.
Обман № 2. Учительница — вторая мать.
Храни нас, Господи, от учительниц матерей и от начальников-отцов. Это, как правило, маска тех, кто стремится полностью подчинить нас себе. Учительница, вошедшая в роль матери, теряет чувство реальности, она признает за собой право контролировать вашего ребенка во всем, а с ним — и вас. Она не довольствуется местом возле вас, она старается — и нередко вполне успешно — занять ваше место, А чего стоит «доверительность», с которой вам звонят из школы и сообщают: у вашего ребенка нашли в ранце сигареты или что-нибудь не менее недозволенное? И просят «принять меры»... Назовем вещи своими именами: сначала вашего ребенка обыскали, а потом на него донесли. Уясните себе: это именно донос. И реагируйте — соответственно.
Очень часто мы не решаемся взять сторону ребенка и объясниться с учитеями, потому что не освободились еще от собственного, детского страха перед ними. Мы думаем; если я буду споить — отыграются на моем же ребенке.
Но ведь мы, «советские дети», испытывали страх перед школой именно оттого, что наши родители верили обману № 1 и обману № 2. И отдавали нас в полную власть чужим людям...
Попробуем же выпутаться из этих залуждений.
Школа, даже самая замечаельная,— это всего лишь служба.[/CIT]